Смысл творчества состоит в том, чтобы создавать то, чего тебе самому не хватает в мире. Писать книги, которые ты сам хотел бы прочитать, рисовать картины, которые ты сам хотел бы рассматривать, играть музыку, которую ты сам хотел бы слушать
(
Read more... )
Тут я бы разделил творческий процесс на три аспекта. Первый - осознание, чего именно тебе в этом мире не хватает и каким оно должно быть. Спонтанный мозговой штурм в результате которого кристаллизуется идея. Такие инсайты случаются у всех, видимо это заложено в природу разума. Если посмотреть на детей - все они творцы, исключая случаи серьезных врожденных психопатологий. Но если идеи не воплощать в некие завершенные формы, внутренний художник будет "чахнуть, пухнуть, умирать голод". На этом этапе вмешательство третьей стороны априори невозможно. Разве только в качестве людей, оставивших след в личной истории человека, а следовательно отчасти сформировавших его нынешнюю личность.
Второй аспект - процесс воплощения идеи, намного более трудоемкий и сложный, далеко не каждому хватает веры в себя и в идею, чтобы его продолжать. В идеале сверх-идея творчества должна быть недостижима в рамках одной жизни. Помните, Тарасов говорил, цитируя даосов - цель жизни должна находитьcя за ее пределами. То есть все творческие достижения суть ступеньки на бесконечной лестнице, верхушка которой не доступна никому. Зато она создает разность потенциалов "что есть -> что должно быть" и, соответственно, направление движения. Экзистенциальный Север для внутреннего компаса. Вечный двигатель внутренней мотивации. Если на этом этапе появляется третий, в виде образа потенциального зрителя, вносятся необратимые искажения. Он конечно появляется так или иначе, но художник ориентированный в первую очередь на творчество как таковое, старается этот "фоновый шум" максимально экранировать. Ведь не зря же творчество это процесс САМОреализации.
Третий аспект - производство неких законченных форм творческого процесса. Совершенству нет предела, но каждую ступеньку восхождения сопровождает закрытие неких этапных гештальтов. После того как очередной замысел воплощен, он начинает жить отдельной жизнью, взаимодействуя с другими людьми. Вот тут и возникает треугольник "произведение - зритель - художник". Причем это уже вторая петля обратной связи "произведение-художник", только более длинная. У первой петли "время отклика" намного короче, поскольку творчество меняет самого творца в процессе, и там нет значимого зазора для третьей составляющей.
Не стоит забывать о главной предпосылке творчества - добавить в мир то, чего мне в нем не хватает. Творчество может менять мир только одним способом - если оно изменяет людей. В этом плане, когда не хватает траншеи, все намного проще :) Можно обойтись своими силами. Конечно творчество и самоценно, о чем говорилось выше, но как правило инсайты настолько энергетически заряжены, что держать это в единоличной собственности невозможно. Многими психологами признан факт, что нереализованный творческий потенциал разрушителен для личности. Вполне закономерна все возрастающая популярность таких направлений психологии, как арт-терапия.
Есть и другая крайность. Творцов не зря сравнивают с проводниками с той стороны реальности, разведчиками, которые побывали за границами мира и принесли оттуда невиданные сокровища. С которыми подчас не знают что делать :) И это бывает очень серьезным испытанием, которое не каждый может вынести. Не зря же среди творческих людей так много трагических фигур. Так что как всегда, остается только балансировать на лезвии бритвы :)
Reply
Leave a comment