В то же время Багиров создал своебразные сельхозфермы, что ли, на правительственных дачах. Проверяющие утверждали, что дачи не существовали по документам, но существовали в реальности.
http://istmat.info/node/22290 "Ревизией установлено, что на балансе Управления делами Совета министров Азербайджанской ССР в 1944-1946 гг. никаких «правительственных дач» не было.
Под таким наименованием, как видно из переписки и текущих счетов в местных отделениях Госбанка, значились дачи, занимаемые бывшим секретарем ЦК Азербайджана т. Багировым М. Д., председателем Совета министров т. Кулиевым Т. И. и его бывш[ими] заместителями тт. Азизбековым и Ислам-Заде. Поскольку эти дачи не состояли на балансе государственных организаций, они как государственное имущество учтены не были.
Дачи представляли собой обособленные хозяйства с собственным штатом обслуживающего персонала. Хозяйство велось, по сути дела, на частной основе, с применением наемной рабочей силы и свободной продажей продукции садоводства и овощей. Продукция продавалась детским учреждениям, больницам и сбывалась через кооперативы по рыночным ценам. От контроля со стороны финансовых органов дачные хозяйства были освобождены и никакими налогами не облагались. Словом, возникла форма хозяйства, еще не виданная в условиях социалистического государства.
Деятельность этих дачных хозяйств можно видеть на примере дачи т. Ислам-Заде,
На его даче в 1947 г. из общей земельной площади 2,77 га было занято под виноградником 0,42 га, под фруктовым садом, овощами и другими культурами - 1,47 га.
Для ухода за виноградником, садом и огородом на даче в среднем работало 14 человек наемных рабочих. Содержался директор дачи и бухгалтер.
Чтобы иметь возможность содержать штат и открыть текущий счет в банке, по указанию Ислам-Заде Управлением делами Совета министров были незаконно выданы от имени управления доверенность директору дачи, справки о штатах, и фондах заработной платы, хотя в действительности Советом министров никаких штатов и средств не выделялось. На основании выданных документов хозяйство т. Ислам-Заде стало официально именоваться «правительственная дача № 4 при Управлении делами Совета министров Азербайджанской ССР» и был открыт счет № 156078 в Азизбековском отделении Госбанка.
Так, в сущности, частному хозяйству была придана государственная форма.
Только по выявленным ревизией документам дачей т. Ислам-Заде в 1946-1947 гг. было продано винограда, фруктов и овощей на сумму 178 тыс. рублей. Продукция эта сбывалась непосредственно детским учреждениям, больницам и санаториям, а также на рынке, через магазины Дзержинского межрайпищеторга и Азкоопторга по рыночным ценам.
Попытка государственного инспектора по торговле НКТ (акт № 1595 от 30 августа 1946 г.) пресечь незаконную продажу фруктов и овощей по рыночным ценам государственным оздоровительным учреждениям никакого успеха не имела.
Продавая продукцию по рыночным ценам, корм для скота и птицы приобретался т. Ислам-Заде от разных учреждений по государственным ценам, причем незаконно, без фондов. Таким порядком в 1945-1947 гг. было приобретено 15,1 т ячменя, кукурузы, отрубей и других кормов.
Неприглядная история строительства дачи т. Ислам-Заде такова.
В 1943-1944 гг. т. Ислам-Заде имел в с. Шувеляны дачу с земельным участком площадью 1,1 га, который граничил с земельным участком в 2,8 га, принадлежавшем пригородному хозяйству СНК Азербайджанской ССР.
Используя свое служебное положение, т. Ислам-Заде отобрал этот участок у пригородного хозяйства и построил на нем для себя новую дачу, а занимаемую им ранее дачу передал своему брату - министру рыбной промышленности Азербайджанской ССР т. Исламову Б. А.
На строительстве дачи использовались солдаты и транспорт Закавказской базы центра НКО, а также рабочие Автосстройтреста и ремонтно-строительной конторы Совмина Аз [ербайджанской] ССР.
Материалы: кирпич, цемент, железо, олифа, гвозди и проч. для строительства дачи т. Ислам-Заде получал без фондов в республиканских строительных организациях, отдавая распоряжения об отпуске их от имени правительства республики.
Дача, как видно из документов, именовалась «правительственное строительство № 4», «объект № 4» или «правительственная дача», хотя никакого решения Совета министров о строительстве ее не было.
По выявленным ревизией документам строительство дачи обошлось в 685,7 тыс. рублей.
т. Ислам-Заде, попирая советские законы, деньги для строительства дачи изымал у разных государственных организаций.
Например, в Азербайджанском управлении Главснаблеса при Совете министров СССР в период 1943-1944 гг. накопились излишне полученные деньги с потребителей в сумме 284,4 тыс. руб. Деньги эти подлежали взносу в госбюджет.
Узнав об атом, т. Ислам-Заде приказал от имени правительства республики перечислить указанные 284,4 тыс. руб. в республиканскую организацию - Азснабсбыт, после чего они были израсходованы на строительство дачи.
По распоряжению т. Ислам-Заде № 15-р от 5 января 1946 г. штаб МПВО г. Баку передал Азснабсбыту для реализации хозяйственный инвентарь и постельные принадлежности. От реализации этого имущества Азснабсбытом в 1946-1947 гг. было получено 235,4 тыс. руб. Деньги эти также подлежали взносу в госбюджет.
Однако по указанию т. Ислам-Заде деньги были оставлены на особом счету Азснабсбыта, 44,6 тыс. пошли на строительство его дачи, а остальные разбазарены на разные нужды. На строительство дачи также незаконно было изъято в Азгор-стройтресте 133 тыс. руб., в Азснабсбыте - 112,6 тыс. руб., в подсобном хозяйстве Управления делами Совета министров - 74 тыс. руб. и только 47 тыс. руб. было израсходовано из доходов самой дачи от реализации фруктов.
Подобными незаконными путями была построена дача бывш[его] заместителем председателя Совета министров Азербайджанской ССР т. Азизбековым. Об этом Госконтролем было доложено правительству в апреле 1948 г.
По образу и подобию «правительственных дач» строились и эксплуатировались дачные хозяйства многими другими руководящими работниками республики: министрами, их заместителями, начальниками управлений, трестов и т. п.
Продажа излишков фруктов и овощей велась ими на той же основе, разница лишь в масштабах торговли и способах ведения хозяйства: не многие решались открыто применять рабочую силу.
Дачное строительство приняло особо широкий размах в связи со следующим.
В свое время в с. Шувеляны и Бузовны многие усадьбы пришли в упадок и были покинуты их владельцами. Строения разрушились, сады и виноградники были запущены.
По решению руководящих органов республики эти усадьбы были розданы руководящим работникам под дачи в аренду на 20-25 лет.
При раздаче земельных участков установленная правительством СССР норма, не превышающая 0,25 га, не соблюдалась.
В результате многие лица получили земельные участки свыше 0,5-0,75 га и даже более 1 гектара с большим количеством фруктовых деревьев и кустов винограда, урожай фруктов с которых значительно превышал потребности семей этих лиц.
Появились излишки фруктов, возникла необходимость в их сбыте, а форма и способы продажи наглядно показаны практикой «правительственных дач», в том числе и дачей т. Багирова.
Что же касается строительных материалов для строительства или восстановления строений на дачах, то многие «арендаторы» добывали их путями незаконными. В то время государственной продажи стройматериалов населению не было. При ревизии республиканских министерств были выявлены многочисленные нарушения такого порядка.
Приведенные факты показывают, что мы имели дело не с отдельными случаями злоупотреблений и нарушений, допущенных теми или иными зарвавшимися работниками, а с явлением начавшегося разложения определенного круга лиц руководящего состава и условиями, способствовавшими этому, создавшимися на почве дачностроительных увлечений, а также с притуплением политической бдительности ряда ответственных работников республики.
Мне неизвестно, какие меры принял т. Багиров по материалам ревизии, направленным ему Госконтролем СССР.
Но известно, что с контролерами, участвовавшими в ревизии, и местными работниками, заподозренными в том, что они содействовали контролерам Государственного контроля, была учинена расправа.
Тов. Багиров вызвал к себе в ЦК контролеров Госконтроля Союза ССР по нефтяной промышленности, постоянно работавших в г. Баку, и устроил им «разнос» в самой оскорбительной, унижающей человеческое достоинство форме. Он потребовал немедленно убрать из Госконтроля старших контролеров т. Оганова и Лукина.
Руководители Министерства госконтроля уволили т. Оганова и Лукина, хотя им известно было, что указанные работники совершенно ни в чем не повинны и что они честно выполнили свой служебный долг при ревизии.
Несколько позже увольняется с работы и исключается из партии контролер т. Григорьян А. Г., принимавшая участие в ревизии. Затем она была арестована и сослана в Казахстан."
Проверяющих из Москвы щедро кормили поили за государственный счет. Взятки тогда давали подарками, особенно в ходу были ткани, вино и фрукты.
"В качестве «гостей», как правило, принимались министры, их заместители, ответственные работники ведомств и Госплана СССР, отдельные представители армии, приезжающие в Баку по делам службы, в командировку.
В гостиницу «Интурист» или правительственную квартиру, где они обычно размещались, доставлялись бесплатно продукты и спиртные напитки. При отъезде из Баку к ним в вагон завозились продукты и вина «на дорогу» и «посылки» такого же содержания.
Показное «восточное гостеприимство» за государственный счет, на мой взгляд, было не только «пережитком прошлого», «спецификой национальных обычаев», оно являлось попыткой подкупа или средством влияния на вышестоящих руководящих работников в решении тех или иных вопросов.
Поставленный «на широкую ногу» прием министра строительства предприятий тяжелой индустрии т. Юдина П. А. обошелся Совету министров в 23,8 тыс. руб. Кроме того, услужливые руки доставили к нему в вагон «на дорогу» продукты и вина на 3,2 тыс. руб. и 3 «посылки» с такой же снедью стоимостью в 5,1 тыс. руб.
На прием заместителя министра торговли СССР т. Павлюкова израсходовано
5,6 тысячи рублей и на 2 тысячи рублей закуплено продуктов и вин на дорогу.
На снабжение продуктами и вином начальника отдела Госплана СССР т. Халютина во время его пребывания в Баку по делам службы в период с 6 по 19 ноября 1946 г. затрачивалось свыше 500 руб. в сутки. Отъезд его из Баку также сопровождался щедрым подарком.
Не менее щедро принимался в Баку и быв[ший] заместитель министра госконтроля СССР т. Гафаров А. С. Как видно из расходных документов, именовался он там «министр госконтроля Союза ССР».
После радушных проводов Гафарова к нему в вагон доставлено на дорогу вина 6 бут[ылок], коньяку - 2 бут[ылки], водки - 2 бут[ылки], шампанского -
2 бут[ылки], чаю - 0,5 кг и проч. Не этим ли объясняется его повышенная активность в деле отправки в Баку документов ревизии?
Приемы «гостей» за государственный счет производились и на частных квартирах отдельных руководящих работников Совета министров тт. Азизбекова, Ислам-Заде, Аллахвердиева и других. Продукты и вина доставлялись на квартиры бесплатно из той же «кормушки» - столовой Управления делами.
Потеряв всякое чувство меры, отдельные руководящие работники перестали даже скрывать истинные цели, во имя которых так бесшабашно транжирились государственные средства.
В этом отношении весьма показателен следующий документ, выявленный при ревизии.
Бывш[ий] секретарь Академии наук, он же бывш[ий] секретарь ЦК КП Азербайджана т. Якубов А. А. в письме № 161 от 12 декабря 1947 г. на имя бывш[его] заместителя председателя Совета министров т. Азизбекова изложил свою просьбу так:
«Согласно поручению ЦК КП(б) Азербайджана и Совета министров Азербайджанской ССР 14 декабря с. г. я выезжаю в г. Москву для представления работ, выдвинутых на соискание Сталинских премий за 1947 г. от Азербайджанской ССР. По договоренности с т. Т. И. Кулиевым прошу Вашего указания об изготовлении за счет нефтяного фонда 10 посылок, в которых желательно иметь: икру, фрукты, цитрус, коньяк и др. по вашему усмотрению».
С фактами поживы за государственный счет настолько свыклись, что работники Совета министров перестали обращать внимание на то, что они своими действиями открыто компрометировали правительство республики.
Чего стоят, например, записки на отпуск продуктов и вин, выявленные при ревизии в большом количестве.
Как правило, они выглядят так:
«т. Коберидзе. Отпустите через т. Цатурова за счет Совета министров: папирос
03 - 200 шт[ук], водки - 2 бут[ылки], коньяку юб[илейного] - 2 бут[ылки], вина садиллы - 2 бут[ылки]», или
«т. Коберидзе. Подготовьте посылку-ящик спирт[ных] напитков за счет Совета министров: вина садиллы - 5 бутылок, матраса - 5 бутылок, юб[илейного] коньяку - 5 бутылок, шампанского - 5 бутылок и водки - 2 бутылки».
Не менее расточительно разбазаривались и промышленные товары. В 1946-1947 гг. Управлением делами Совета министров была незаконно изъято из рыночного фонда
свыше 3,3 тыс. метров шелковых и льняных тканей, а также бархата. По спискам, запискам и устным распоряжениям было роздано разным лицам 1350 м этих тканей.
Кроме того, в Управлении делами имелось около 1000 м шерстяных тканей, которые не числились на бухгалтерском учете. Эти ткани являлись нечто вроде личным фондом бывшего заместителя председателя Совета министров т. Ислам-Заде, из которого по его личным указаниям было роздано 565 метров тканей разным лицам по признакам приятельских отношений. По его же указаниям было выдано бесплатно 17 трофейных радиоприемников руководящим работникам республики.
В условиях действия карточной системы военного времени подобное разбазаривание продовольствия и промтоваров рассматривалось как тяжкое преступление. Об этом, видимо, не хотели думать руководящие работники Совета министров и сами, являя дурной пример, брали продукты и товары почти без всяких ограничений.
Отдельных из них вопросы советской законности вообще не стесняли в деле получения тех или иных личных выгод.
Например, за счет Кубинского подсобного хозяйства Управлением делами Совета министров была закуплена мебель на сумму 683 тыс. рублей. Приобреталась она незаконным путем, через комиссионные магазины у отдельных граждан по недопустимо завышенным ценам. Мебель была роздана руководящим работникам республики. Только в 1947 году, почти через 2,5-3 года после покупки, эта мебель была взята на баланс Управления делами Совета министров."
Так что уже во времена Багирова сложился тот восточный стиль управления, который существует сейчас и будет существовать еще долго. Прошлое всегда рядом, национальный характер вещь устойчивая, долгая и постсоветский период не известно когда и чем закончится.