Как живет азербайджанская диаспора Самары.

Dec 05, 2014 20:16

Мы договорились с Хейруллой муаллимом xeyrulla сделать совместный пост, где я ему задам вопросы о жизни азербайджанской диаспоры Самары. Честно говоря до этого я думал, что азербайджаснкая диаспора в России очень сильна и влиятельна. Однако сейчас понимаю, что, мягко говоря, надо еще много сделать. Кроме того Хейрулла муаллим высказал несколько интересных мыслей и наблюдений о нас, азербайджанцах.

Вопрос- Каково отношение к нам русских сейчас, есть ли факты притеснений со стороны русских.

Я в России живу с 1981 года, до Самары три года жил в Москве. В среднем отношение местного населения к азербайджанцам можно было охарактеризовать как латентное неприятие. Подобное отношение я на себя испытал еще в Москве, когда еще Брежнев относительно жив был. В девяностые годы, в период распада СССР, который сопровождался массовым выездом русских людей из национальных окраин империи, это самое латентное неприятие перешло в активную форму вражды. Могли напасть на улице и нападали, меня однажды чуть до смерти не забили. Это происходило в самом центре города, было светло, многолюдно, люди спокойно наблюдали. Теперь этого уже нет. Но в целом на азербайджанцев смотрят как на чуждый по духу, по образу жизни людей, к тому же зарабатывающих большие и легкие деньги, что далеко от правды. Социальные опросы дают для нас не очень приятные результаты: мало кто хотел бы с нами соседствовать, мало кто из родителей хотел бы, чтобы их дети создавали семью с азербайджанцами и т.д. Тем не менее, на официальном уровне дискриминации нет. В школах детей азербайджанцев учат русские учителя и делают это с любовью.

Вопрос- Каково значение Ислама в жизни диаспоры.

Активно верующих, думаю, не так много, хотя о религиозной жизни своих соплеменников у меня поверхностное представление. Некоторые в определенные дни ходят в самарскую соборную мечеть, одну из крупнейших в Европе. В нашей организации несколько раз поднимался вопрос о строительстве мечети, но это предложение не нашло поддержки. Какую мечеть построить - суннитскую или шиитскую? Раскалывать и так не сплоченную общину? В соборной мечети места всем хватает, она хоть и татарская, но, думаю, шииты в ней вполне комфортно себя чувствуют.

Вопрос- Помогают ли члены диаспоры друг другу.

Помогают друг другу, думаю, в основном люди, состоящие в родственном отношении. Но при особых случаях, например, когда необходимо отправлять тело умершего соотечественника, помогают всем миром и делается это неформально.

Вопрос- Есть ли у Вас в Самаре азербайджанская школа как организовано изучение азербайджанского языка.

В течение четырех лет я вел воскресную школу. Это были бесплатные уроки. Интерес к изучению азербайджанского языка был весьма невелик. В один прекрасный день учеников совсем не стало. У многих наших людей по сей день колониальное сознание, люди с русским языком на их глазах имеют более высокий общественный статус. Потому что сами, когда-то живя в Азербайджане, испытывали много унижений из-за незнания русского языка. Подобное испытал я сам, когда был студентом-заочником и два года приезжал в Баку на сессию. У людей в силу малокультурья нет понимания того, что язык - это не только средство общения. Язык - это величайший дар. К тому же именно азербайджанский язык родил азербайджанскую нацию. У нас, в отличие, например, от армян или евреев, религия не может быть народообразующим фактором, наоборот, чем больше религии, тем больше народ раскалывается на секты. У нас общей родины тоже нет. Нас связывает главным образом язык. Для меня лично азербайджанец, не владеющий азербайджанским языком, не совсем азербайджанец.

Вопрос- Вы говорите нет общей родины. В каком смысле?

Что касается общей родины, я имею в виду что азербайджанцы веками живут в разных государствах с разными политическими системами и разными системами цивилизационных ценностей - Российская империя, Иран. Можно назвать и Ирак. Когда-то в Туркмении была большая азербайджанская колония, настоящая диаспора, оттуда режиссер Аждар Ибрагимов, мой научный руководитель великий востоковед и тюрколок Халыг Короглы...

Вопрос- Помогает ли Баку с финансированием деятельности диаспоры.

От Баку никакой помощи нет. Наша организация сама против какой-либо финансовой помощи. Каждый манат означал бы определенную меру зависимости. Мы, конечно, не против получать книги, фильмы, костюмы для нашей танцевальной группы. Но вроде бы не предлагают.

Вопрос- Как организовано взаимодействие с Баку по различным вопросам деятельности.

Взаимодействие отсутствует. Комитет Ибрагимова в нашу деятельность не вмешивается - мы сами против этого, да и российское законодательство это не допускает. Хотя федеральные организации в Москве, особенно Конгресс, управляется из Баку. Но особой деятельности там тоже нет. Всех успокаивает видимость того, что диаспора лояльна. На самом деле понятие «диаспора» относительно азербайджанцев в России применяется не совсем корректно. Наши соотечественники тут живут разрозненно, устойчивых институтов нет. А многочисленные организации практически никого, кроме создавших их людей, никого не представляют.

Вопрос- С какими другими диаспорами у азербайджанской диаспоры налажены контакты или совместные проекты.

В Самаре мы осуществляем свою работу в Доме дружбы народов - это государственное учреждение. Из областного бюджета финансируется. Там есть наш офис. Не только наш. Где-то тридцать еще организаций. Сотрудничество в основном в рамках областного или городского значения этнокультурных мероприятий. Организации материально слабые, так же слаб интеллектуальный потенциал руководителей - в Россию ведь едет не профессура. В основном это люди рабочих специальностей, торговцы, строители.

Вопрос- Какие есть представители азербайджанской диаспоры в российском спорте, культуре и политике.

Я по Самаре могу сказать. Есть профессор Эмрулла Адыширинзаде, долгие годы возглавлявший кафедру анатомии Самарского медицинского института. В его семье еще человек пять ученых. Есть несколько крупных строителей. Спортсмены тоже есть - боксеры Аббасовы, к примеру. Руководитель нашей организации Ширван Керимов - член Общественной палаты Самарской области.

Реальный Азербайджан, Россия, Тюркология

Previous post Next post
Up