Манихейство- государственная религия Уйгурского каганата.

Sep 28, 2014 16:04

Уйгуры сейчас это отчаяные мусульмане, которые с одним ножом могут идти против китайской военной и полицейской машины. Однако было время когда государтсвенной религией уйгур была синкретическая (сборная) религия- манихейство. Эта религия сейчас исчезла, наверное из-за того, что не была догматической, была слишком доброй и веротерпимой.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%85%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

"Учение Мани - это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Беря свои истоки из гностицизма, оно требовало от определённого круга последователей строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Манихейские миряне, всегда составлявшие большую часть верующих, соблюдали лишь часть необходимых правил, что не отвергало возможности их спасения.

Поскольку Мани, считавший себя последним и главным из апостолов Бога Света (до него апостолами были Заратуштра, Иисус, Будда), стремился совместить эти вероучения, он стал преследуем всеми ими, в частности зороастрийскими жрецами, по доносу которых и был заключён в темницу, где умер. Несмотря на это, манихейство приобрело значительное влияние и за пределами государства Сасанидов, а позднее - Аббасидов: на восток - вплоть до Южного Китая и Сибири, на запад - до Испании и Африки; Августин, который позднее принял ортодоксальную версию христианства и стал епископом, на протяжении семи лет был приверженцем манихейства."

Жизнь и трагическая смерть Мани.

"В Персидском государстве тех времен традиционно получил широкое распространение зороастризм. Но Мани вырос в сектантской христианской среде. По легенде, родители Мани (Патик и Мариам) происходили из парфянских княжеских родов. Молодость Мани провел в общине неких «крестителей», возможно, мандеев или элкасаитов, где в возрасте 12 лет получил первое откровение от своего «Небесного Близнеца» (ат-Таум). В возрасте 24 лет он, получив ещё одно откровение свыше, выступил перед старейшинами общины, но был избит и изгнан. После этого он с небольшой группой последователей, включавшей его отца Патика, отправился проповедовать новую религию. Как проповедник Мани очень много путешествовал по Индии, Персии, Средней и Передней Азии, участвовал в дискуссиях с религиозными деятелями разных религий - гностических и негностических ветвей христианства, буддизма и зороастризма, что привело к использованию в манихейских текстах части символики этих учений, так как Мани был уверен в сущностном единстве всех мировых религий: он полагал, что единое откровение Света со временем искажается носителями традиции. В частности, у индийских буддистов Мани позаимствовал структуру монашеской общины, позднее, при посредстве египетских манихеев, послужившую основой для создания христианского монашества.

Мани понимал себя как преемника основателей религий: Иисуса Христа, а также Заратустры и Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Поэтому и религия его несла синкретический характер и содержала элементы вышеназванных религий. Христианский гностицизм также оказал значительное влияние на учение Мани.

Во время правления Шапура I (242−273) Мани не только мог успешно распространять свое учение, но и сопровождал шаха в свите во время его поездок по территории Парфянского царства. Преемник Шапура Бахрам I по доносу магов - представителей официальной религии, отдал приказ об аресте Мани и заключении его в тюрьму, где он после месяца пребывания в колодках скончался."

Манихейство становится государственной религией Уйгурского и Енисейского (Сибирь) Каганата.

"Впоследствии манихеи были частью истреблены, частью изгнаны, и манихейская церковь прекратила своё существование в Иране. Сведения о почитателях Мани в Китае и самой столице страны Чанъане доходят до конца правления династии Тан; сохранившийся в Китае манихейский храм (холм Хуабяо, провинция Фуцзянь) датируется эпохой Мин. В дальнейшем манихейство оказало влияние на доктрины китайских синкретических религиозных движений (см. Байляньцзяо), которые до сих пор подвергаются преследованиям в материковом Китае (см. Игуаньдао). Уйгурский правитель Бугуг-хан (759-780) утвердил манихейство в качестве официальной религии, и оно оставалось ей вплоть до монгольского завоевания. Манихейство являлось также государственной религией крупного сибирского государства Енисейский Каганат[3].

Проповедниками манихейства среди тюрок-уйгуров были согдийцы. Разбитые в 840 году киргизами, уйгуры бежали на юг, где основали несколько княжеств, в том числе и турфанское, где манихейство оставалось государственной религией вплоть до начала XI века."

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B8%D0%B3%D1%8F%D0%BD%D1%8C

"Война имела и ещё одно последствие, изменившие судьбу Уйгурского каганата. Кроме военных трофеев и пленных Идигянь привёз из Китая манихейских священников, которые ещё в Лояне обратили кагана в Манихейство (762 год). В 763 году в Орда-былыке четыре манихейских монаха провозгласили учение мани официальной религией каганата. В 768 году манихеи через кагана направили запрос китайскому императору с тем, чтобы открыть манихейские святилища на территории империи. Император не симпатизировал манихеям, но был вынужден выполнить это в 771 году."

Благодаря манихейским монахам до нас дошли памятники древнего тюркского языка.

Древнетюрский язык (8 век н.э) в текстах священных книг манихеев звучал примерно так. Интересно читать слово нирванна в тюркской речи.

http://vatec2.fkidg1.uni-frankfurt.de/vatecasp/Vatectexte.pdf стр.304 pdf-файла.

"akaˇs kök-niN altın yagıznıN
atı maNalı ıdoklarka ayaz piravaran-lıg
yaNı künüg körklä turdaˇcı kutlugalarka
abayur nirvan kapıgın aˇcdaˇcı"

Тюркология, История

Previous post Next post
Up