Хочу начать серию постов о том как составить идеальную школьную программу, которая учитывала бы ошибки школьных программ нынешних школ. Нынешние школьными программами все недовольны, все жалуются на то что школа за 10, а у кого 11-12 лет не дала необходимых знаний и навыков или дала, но не все необходимые знания и навыки, для дальнейшей, так сказать, взрослой жизни.
Мне кажется основная дилемма здесь это вопрос чему обучать:
а) навыкам необходимым для жизни
б) знаниям накопленным человечеством, чтобы следующее поколение могло добавить новые знания.
Либо есть какой-то средний путь. Либо надо подходить дифферинцированно к каждому ученику. Мыслей много, систем образования много. Честно говоря, я как человек, который в день как минимум провожу один двухчасовой урок, пришел к выводу, что все учебные программы несут примерно одинаковый объем знаний, но в разной упаковке.
Этот как в эпизоде из одного фильма. Где-то в Грузии заходят туристы в полуподвальное пивное заведение, купить вина.
Спрашивают "Хванчкара". Продавец берет в руки шланг, который идет из бочки, втягивает в себя воздух из шланга, и заливает вино в бутылку. Затем выбирает из этикеток нужную этикетку и лепит ее на бутылку. Затем удивленные туристы спрашивают "Киндзмараули". Повторяется все тоже самое, с той же самой бочкой.
Туристы возмущаются, им продавец укоризненно отвечает, что вино надо пить не глазами, а сердцем.
То же самое творится с разными системами образования. Нет большой разности как преподносить знания, главное преподносить их честно, качественно и от души. Сердцем так сказать. А это все зависит от учителей и директоров учебных заведений. Основной недостаток нашего образования не плохие учебники и методики, а плохие учителя и директора школ.
Но разговор идет о другом. А что если преподавать не знания, а определенные навыки. Причем навыки которые нужны.
Одна большая группа из таких навыков, о котором я хочу поговорить в этой статье, это социальные навыки (social skills). Честно говоря когда я увидел как на Западе преподают эти навыки, у меня был шок. Это что-то вроде нового оружия Запада, которое позволит ему сохранять огромное превосходство над Востоком еще очень долго.
Итак, у этих товарищей есть специальная обучающая программа, под названием Social Skills Builder, которая выдает ситуативные жизненные видеозадачки, на которые надо правильно ответить. Правильный ответ это действительно как правильно, с пользой для себя и не вредя интересам других, одним словом с пользой для общества.
Вот демонстрационное видео, которое показывает и учит детей как правильно прерывать других и извиняться перед другими.
Click to view
Видео про то, как нельзя троллить и издеваться над людьми (запись не очень, прямо с экрана компа).
Click to view
Да похоже у нас тоже этому учили, но это зависело от хорошей учительницы в началке. Хорошие учительницы всегда говорили, что так хорошо поступать, а так не очень. Но когда это все сделано в виде определенного учебного курса, с определенным набором жизненных ситуаций и это все еще положено на компьютерную программу, то это совсем другой уровень стандартизации и унификации. У нас же вообще это тема существует где-то в подсознании, в сознание мы это все еще не вытащили. У них же это конкретный предмет обучения.
Да можете возразить, что почему же тогда у них дети убивают друг друга в школах. Ну во-первых и у нас это происходит, ну а во-вторых все мы знаем как приятно работать с иностранцами, особенно с англо-саксами, а еще точнее с американцами и неприятно с нашими людьми. Все потому что у них навыки социального общения лучше.
Или другой пример, как мы ведем себя в очереди, в автомобильной пробке. Ведь сколько бывает мордобоя в таких ситуациях. А они разруливают такую ситуацию весьма просто, помогая друг другу. Ну или недавнее видео где весь перрон метро давил на поезд помогая вытащить ногу бедолаге. Ведь тоже навык социального поведение, взаимовыручка.
А все начинается с таких вот обучающих программ.