Влияние огузов на узбекскую культуру и язык.

Mar 14, 2014 22:32

Итак огузы. Родиной огузов из которых сформировались шесть современных тюркских народа, а именно :
1) турки
2) азербайджанцы
3) туркмены
4) турки-месхетинцы
5) крымские татары
6) гагаузы
следует считать степи Приаралья и бассейна реки Сырдарьи.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B3%D1%83%D0%B7%D1%8B

"В первой половине Х века огузы проживали в степях Сырдарьи и в городах Караджук (ныне с.Карачик г.Туркестан), Фараб и Сайрам. Согласно географам Истахри, Ибн-Хавкалу и источнику «Худуд-ал-алем», огузская территория распространялась от Каспийского моря на западе и города Ургенч на юге до Бухары в Мавераннахре и города Сабран на востоке"

Ургенч сейчас является столицей Хорезмской области, где сформировались так называемые огузские диалекты узбекского языка. То есть условно говоря хорезмский язык более близок к туркменскому и азербайджанскому, чем к узбекскому.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA

Формирование огузских говоров узбекского языка тесно связано с миграциями огузских племен на протяжении X-XIII вв.

"В X веке огузские и карлукские племена, принявшие ислам и известные под названием туркмен[2], проживали в низовьях Сырдарьи. В конце X века - начале XI века под натиском кыпчаков часть туркмен ушла в Мавераннахр и поселилась в окрестностях Бухары. В XI веке они продолжили миграцию на юг, в сторону Мерва. Однако, по сведениям Махмуда Кашгари, во второй половине XI века туркмены сохраняли контроль над двенадцатью городами в присырдарьинском регионе и постепенно проникали в Хорезмский оазис и предгорья Копетдага."

В Хорезме к тому времени был распространен хорезмийский, нетюркский язык, однако затем произошла тюркизация региона и появился тюркский хорезмский язык. Нечто подобное произошло и в Азербайджане: несколько нетюркских языков, которые были распространены в Азербайджане, затем были вытеснены тюркским, азербайджанским языком.

"С завоеванием Хорезма со стороны Махмуда Газневи здесь начинается правление тюркской династии Алтунташей. Еще в XI-XII вв. древний хорезмийский язык широко употреблялся среди местного населения. Однако в начале XIII века доминирующим языком в Хорезме был тюркский. Так, в юридическом сочинении аз-Захиди (XIII век) сказано: «Если хорезмиец, скажем: эр оглум…»[4]. По свидетельству Плано-Карпини, в XIII веке в Хорезме говорили «команским языком». В XIV веке ибн Баттута называл Ургенч тюркским городом."

Однако до сих пор в Узбекистане в этих районах говорят немного не по-узбекски, а на огузском, хорезмском языке.

"Огузские говоры сохранились на тех территориях, где в древности проживали огузские племена: в некоторых населенных пунктах Южноказахстанской области, в юго-западной части Бухарского оазиса, в древнем регионе Хорезм, который включает, помимо Хорезмской области Узбекистана, Дашогузский и Лебапский велаяты Туркменистана, южные районы Республики Каракалпакстан, населенные этническими узбеками - Амударьинский, Берунийский, Турткульский и Элликкалинский районы.

Точное количество носителей огузских говоров не подсчитывалось. Судя по демографии районов распространения, их численность может составлять 2 млн человек."

Интересно что, этот говор, похож на говор Казахского района Азербайджана, над которым мы так любим посмеяться. Так что это надо уважать и беречь, а не смеяться над этим. Так звучал наш древний огузский язык.

" окончание глагола будущего времени имеет форму -жак: гележак (ср. келади) "придет".

Этот огузский язык, благодаря свой певучести, хорошо подошел для поэзии, так что в узбекском литературном языке есть много заимствований из него. Даже до сих пор песни исполняют на огузском говоре.

"Ещё в поэзии XIV-XV вв. использовались отдельные огузские имена и глагольные формы, которые способствовали сохранению звучности стиха, крайне важного для средневековой поэтической метрики: ўлдим вместо бўлдим «был», гунаш вместо қуёш «солнце», кўрмишам вместо кўрдим, кўрибман «увидел», истарам вместо истайман «хочу» и др. Эта закономерность сохраняется и в современной узбекской поэзии. Такие слова, как арна, ёп, шоти, чўрак, қумри, сўқи, тугул, вошли в словарный запас современного узбекского литературного языка.

Хорезм издревле славился как центр поэзии и музыки. Огузские говоры Хорезма по сей день популярны в качестве языка традиционной культуры. В Хивинском ханстве сложилась своя музыкальная школа, у истоков которого стояли Камиль Хорезми, Фируз и др. Хорезмские варианты композиций шашмакама, ряд уникальных классических песен исполняются на огузском диалекте. Большое количество певцов из Хорезма исполняют классические узбекские песни на этом диалекте. Огромной популярностью у всех узбеков пользуется уникальная хорезмская композиция «лазги» - она входит в репертуар всех исполнителей и обязательно звучит в узбекских свадьбах от Хорезма до Южного Кыргызстана. Молодые певцы из Хорезма создают эстрадные песни на своем говоре."

В современной узбекской популярной музыке "Хоразм" и "Хоразм улдузлары" - популярные теги, говоря современным интернет языком. Посмотрите как похоже на азербайджанскую музыку и на азербайджанский язык.

image Click to view

Узбекистан, Тюркология, Восточная музыка.

Previous post Next post
Up