Оригинал взят у
aconite26 в
Шломо Занд, "Почему в нас стреляют ракетами?" "Почему они стреляют в нас ракетами?" - спрашивает дочка. "Потому что они очень сильно нас ненавидят" - отвечает мать. "Почему они нас ненавидят?" "Потому что они антисемиты".
"Почему они запускают в нас ракеты после того, как мы ушли из Газы?" - спрашивает обычный израильтянин своих политических лидеров. "Потому что они всегда хотели и продолжают хотеть нас уничтожить, сколько бы мы им ни уступали" - отвечают политики хором.
Я не боюсь преувеличить, если скажу, что эти высказывания и умозаключения и представляют политическую культуру Израиля. Справедливость на нашей стороне, потому что мы демонтировали поселения в Газе и, несмотря на боль потери, ушли с клочка земли, которая была частью нашей Эрец Исраэль, страны, которая была нам обещана.
Проблема в том, что никто не просил нас выходить из Газы, и в действительности мы так из нее и не вышли (даже ее территориальные воды на самом деле наши). Когда Ариэль Шарон решил выкорчевать поселения из сектора без всякого соглашения в 2005 году, он сделал это, чтобы избежать переговоров с палестинцами по всем вопросам. Предложение Арабской лиги от 2002 года, которое подписала и ООП - признать Израиль в границах 1967 года - было подвешено на неопределенный срок, поскольку угрожало росту поселенческого движения на территориях. Шарон, как отец поселений на Западном Берегу, предпринял шаг, который был по его мнению тактически умным - но стратегически совершенно глупым. Для нас, израильтян, он обернулся горькими слезами на поколения вперед. Этот ход Шарона привел к тому, что Хамас стал ведущей силой в сопротивлении оккупированных.
Шарону было у кого учиться. Его предшественник, Эхуд Барак, сделал похожий ход в Ливане. Чтобы сбежать от развернутых переговоров с Сирией о признании Израиля в обмен на уход с Голан, он вывел Цахал из Ливана без всякого соглашения. Так укрепилась Хизбалла и превратилась в значительную силу в регионе. За это мы получили Вторую Ливанскую войну. До сих пор, каждый раз, когда Израиль отзывал свои войска назад без соглашений, он притаскивал войну на свою территорию, то есть вызывал снаряды на головы своего населения.
Нужно помнить, что оба отступления были позорным бегством от компромисса, совершенным двумя политиками, не имевшими ни смелости, ни дальновидности. Оба отступления были совершены, чтобы сохранить территории, захваченые в 1967-м и ставшие в глазах израильтян естественной частью их родины. Но вот какой сюрприз - оказывается, и у других есть родина, и посмотрите, какое чудо - и другие готовы за нее умереть.
Получать ракеты по городам и поселкам Израиля - это ужасно, и никакое суверенное государство не может на это согласиться. Но нормальное суверенное государство знает также и свои границы и стремится, дипломатическими путями компромисса, добиться, чтобы его соседи их признавали. В нормальном государстве министр иностранных дел не проживает демонстративно за пределами его суверенной территории, при том что у ближайших соседей министра нет никакого права на собственный суверенитет. В столице нормального, стабильного государства не проживает треть населения, которое не является его гражданами и упрямо не признает над собой чужой власти. Может ли быть, что Израиль - не нормальное государство, и вовсе не хочет быть таковым?
Когда я слышу вокруг взрывы и сирены, я думаю, как любой нормальный человек, о безопасности моих близких. Но при этом, если я не хочу быть безмозглым страусом, я не могу забывать, что 80% жителей измученной Газы, которые стреляют по нам ракетами без разбора и со злым умыслом - это беженцы и дети беженцев с тех самых земель, на которых мы сидим. Для них Кирьят Малахи - это Кастина, Ашдод - это Исдуд, а Ашкелон - Аль-Мадждаль. Прошло 65 лет, а они все еще помнят. А с чего бы им забыть? Израильтяне, которые вытеснили их оттуда, утверждают, что они помнили две тысячи лет: как же можно забыть за такое короткое время? И еще, несправедливость, которую мы им причинили, никогда не была нами признана, никто не предложил компенсировать ее. И к тому же, жизнь в нищете в лагерях беженцев питает и усиливает память о несчастье, которое с ними случилось.
У нас нет выбора. Если мы хотим продолжать жить на Ближнем Востоке, а не продолжать здесь умирать, мы должны пойти на настоящий компромисс с теми, кто стоит против нас. Мы должны признать историю, а не отрицать ее. Правда, беженцы уже не вернутся в свои места, израильтяне уже не оставят своих домов, но кроме этого можно еще много чего сделать, и прежде всего изменить то, как мы думаем - человек не может жить только своим оружием.
Проф. Занд преподает на кафедре истории Тель-Авивского университета
Хаарец, 18.11.12, 19:00
http://www.haaretz.co.il/opinions/1.1867538