Почти все поздние годаровские фильмы (главное исключение - "Фильм Социализм") сняты с соотношением сторон 1,37:1 (формат, близкий к 4:3).
Но многие из них вышли на DVD в широкоформатных вариантах (16:9): "Король Лир", "Новая волна", "Вовеки Моцарт", "Хвала любви" (издание New Yorker) и др. Какой формат кадра верный для этих фильмов - вопрос спорный. Мы согласны с теми, кто считает, что 1,37:1 и есть правильный формат, что Годар изначально выстраивает полноценные композиции, в которые невозможно вторгнуться безболезненно.
"Хвала любви" существует на данный момент в двух вариантах на DVD: с соотношением сторон 1,33:1 (издания Cahiers du cinéma и Optimum) и 1,77:1 (издание New Yorker). Ни тот, ни другой не соответствуют изначальному 1,37:1, но первый вариант, конечно, ближе к нему. В первом варианте кадр немного срезается со всех 4-х сторон. Во втором - значительно срезается сверху и снизу, немного справа. Кроме того, 1,77 второго варианта достигается за счет небольшого растягивания кадра по горизонтали (вправо) от 1,75.
Сравнение кадра в 3-х разных форматах:
Потери в 1,33:1
Потери в 1,77:1
http://www.davidbordwell.net/blog/?p=1592 - в этой замечательной статье, посвященной форматам кадра у Годара, проводится сравнительный анализ широкоформатной версии "Хвалы любви" с .версией 4:3. Автор показывает, насколько кадр искажается смыслово и структурно при обрезке до 1,75:1. Его аргументы достаточно убедительны. Но главная загвоздка в том, что сам Годар, в ответ на вопрос Джеймса Квандта (у которого тоже есть cвоя статья на обсуждаемую тему), с каким соотношением сторон проецировать "Хвалу любви", ответил по факсу: 1,66:1, что не соответствует ни одному из упомянутых DVD, но немного ближе к 1,77 (это тоже широкоформатный кадр). Информация эта обсуждается; кто-то считает, что Годар пошел на компромисс, только бы фильм не проецировался в 1,85:1 (распространенный формат в кинотеатрах).
Зато в упомянутой статье приведен любопытнейший и очень характерный для Годара документ, касающийся "Нашей музыки" - выполненное самим Годаром сравнение кадров из "Нашей музыки" в трех разных форматах. Приведенные ниже листки Годар послал в Cahiers с просьбой издавать "Нашу музыку" на DVD с правильным соотношением сторон - 1,37:
Разницу между форматами Годар определяет очень образно.
В отношении первого кадра:
1,37 - личность
1,66 - персонаж
1,85 - слуга, подчиненный
В отношении второго:
1,37 - доказательство сербской бомардировки
1,66 - доказательство, преуменьшенное Европой / США
1,85 - уничтоженное доказательство (оправданный Милошевич)
Кроме того, также по просьбе Годара, фирма Wellspring указала на своем издании "Нашей музыки" в 4:3 (1,33:1), что 4:3 - оригинальное экранное соотношение сторон, несмотря на то, что ни на каком киноэкране фильм в таком формате не шел.
Конечно, нельзя автоматически распространять это свидетельство и на все остальные поздние годаровские фильмы, хотя к тому есть определенные предпосылки. Можем предположить, что раз Cahiers издали "Нашу музыку" в 4:3 в соответствии с пожеланиями Годара, то и "Хвала любви" издана ими правильно, так как оба фильма вышли под одной обложкой.
В числе аргументов за то, что 4:3 - правильное соотношение сторон для фильмов Годара, называют и то, что именно в этом формате Годар цитирует их в других своих работах: "Новую волну" - в "Истории(ях) кино", "Короля Лира" - там же и в короткометражке "Во тьме времен", "Увы мне" - в "Происхождении ХХ века" и т. д.
Остальные аргументы за 1,33:1 и 1,37:1 и против широкоформатных версий можно прочитать в упоминавшейся выше статье.