Оригинал взят у
diak_kuraev в
А пуркуа бы и не па?"Таинство брака уже в середине 1930-х гг., в пору массового закрытия церквей, в некоторых районах Воронежской области стали совершать заочно. Священник в ближайшей церкви “венчал” кольца брачующихся, которые затем доставлялись жениху и невесте (Ф. 5263. Оп. 1. Д. 32. Л. 25-27).
Без священника же, например, в Алексеевском районе Воронежской области уже в середине 1930-х гг. обходились при погребении: с могилы бралась горсть земли и доставлялась в ближайшую церковь (которая тогда находилась в 15-18 км), где над ней совершалось “отпевание”. После этого земля рассыпалась на могиле, и умерший считался похороненным по христианскому обряду (ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 32. Л. 25-27).
Подобным образом в Астрадамовском районе Ульяновской области в середине 1940-х гг. священник “крестил” рубашку вместо ребенка (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 593. Л. 42)".
http://www.pravmir.ru/evolyutsiya-tserkovnoy-zhizni-v-usloviyah-podpolya-itogi-dvadtsatiletiya-1920-1940-e-gg/#sdfootnote21sym ***
Возмущаетесь? Но вещественный субститут вместо человека при совершении обряда у нас общепринят: когда на Литургии Спасительной Кровьюнапояются частицы хлебушка вместо самого "поминаемого" но отсутствующего в храме (а зачастую и просто неверующего) человека.
А в 19 веке в порядке вещей знатный "крестный отец" не приходил на крестины, а просто милостивно соглашался, чтобы его таковым считали. Ну, может, денежку присылал или иконку... Такое бывало и у царей.
Заочное "отпевание земли" можно было видеть не только "в Алексеевском районе Воронежской области" и не только в 30-е годы. Я это видел в московских храмах.
При желании все это несложно оправдать богословски, причем не только "икономически" ("лучше криво, чем никак").
Богословски это часть очень многогранной темы - "можно ли переносить Божию благодать флягами?" (сухариками, песочком, косточками, тапочками, креслами, и т.д. и т.п.).
Подтема: обязателен ли для переноса благодати с данного носителя на конечного потребителя тактильно-оральный контакт.
В диссертационной работе обязательно должен быть учтен тезис Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что однажды освященное свято навсегда. А также его основополагающее учение о том, что "Чем больше людей, тем больше вероятности, что в каждое мгновение времени из храма идет энергетический духовный поток. То место, где происходит молитва - впитывает энергию, а потом отдает ее людям" (
http://www.politsib.ru/news/81999).
Соискатель должен учесть, что если он недостаточно точно, полно и восторженно раскроет эту тему, им самим займется Синодальная Библейско-Богословская Комиссия.