Вера в Ветхом Завете

Feb 16, 2012 11:52

Вера. Основа праведности - вера. В Ветхом Завете нет учения о вере, и слово «вера» не имеет в нем того точного смысла, который оно приобретает в Новом Завете. Тем не менее вера имеет огромное значение во всем Писании. Человек призван к вере, потому что приобретение опытного знания может быть только делом всей жизни и Бог открывает Себя ясно и полно лишь немногим избранникам.

Вера предваряет знание; она дает нам возможность приобщиться к чужому опыту и принять то, что было открыто Богом другим людям. Само Писание есть свидетельство, данное нам Церковью, чтобы по вере в него мы могли узнать истину. Все праведники Ветхого Завета, патриархи и пророки, суть свидетели веры. Свидетель веры есть и Израильский народ в целом. О Боге и провидении Божием свидетельствуют и главные события священной истории, а также праздники, предметы культа (например, ковчег, храм) и т. д. Величайшим Свидетелем истины является Сам Бог. Так, Иов восклицает: «И ныне вот на небесах Свидетель мой» (Иов. 16:19). «Я знаю это, и Я свидетель, говорит Господь» (Иер. 29:23)*. Достовер ность свидетельства зависит от верности свидетеля. Поэтому Ветхий Завет постоянно прославляет верность Бога и людей. «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4)*. Бог не-изменен в своей мудрости и праведности, поэтому откровения и свидетельства Его всегда верны и тверды, и верны все те, кто свидетельствует об истине от лица Божия.

В богообщении праведников Ветхого Завета вера имеет исключительную важность. Ветхозаветная святость не достигает той высоты, какую мы видим у свя¬тых после Христа, но вера патриархов, пророков и великих вождей Израильского народа не уступает их вере. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в пра-ведность» (Быт. 15:6). Исходя из нравственной меры Нового Завета многое может смущать нас в жизни вет-хозаветных святых, но сила их веры и преданность Богу всегда изумительны. Поэтому Господь и мог удостаи¬вать их Своего общения.

Впрочем, святость постепенно возрастает в Ветхом Завете: великие пророки имеют во всех отношениях возвышенную жизнь, и наконец перед самым явлением Христа ветхозаветная святость достигает совершенства в Иоанне Крестителе и Богородице. В Пресвятой Богородице близость Бога к человеку достигает предельной степени. Вера может быть сильнее праведности, но пророки не только не проти¬вопоставляют веру святости, но, напротив, провозгла¬шают от лица Божия, что Бог отвергает и наказывает Свой народ за его беззакония, хотя бы он сохранял веру и внешнее благочестие (см. Ис. 1; Иер. 6; Ам. 5).
Previous post Next post
Up