Богоматерь Агиосоритисса. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны, Сербия. 1265 год.

Jun 09, 2020 18:03













[Spoiler (click to open)]

Агиосоритисса (греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, происходит от названия часовни греч. Ἁγία Σορός (Агиа Сорос - святой Раки, т. е. гробницы Богородицы, перенесённой из Иерусалима) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе), Святорачица, Халкопратийская - один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Известен по ряду византийских источников не позднее IX-X вв., получил широкое распространение в византийском искусстве XII-XV вв. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование - Заступница. Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к
Сыну.

Сербия, Богородица, Церковное искусство, вера, Христианство, сербские фрески, фреска, Православие, Пресвятая Богородица, лик Пресвятой Богородицы, 13 век, монастырь Сопочаны, Србиja, Богоматерь Агиосоритисса, лик

Previous post Next post
Up