Богоматерь Агиосоритисса. Фреска Боянской церкви близ Софии, Болгария. 1259 год.

Jul 02, 2019 11:14




Агиосоритисса (греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, происходит от названия часовни греч. Ἁγία Σορός (Агиа Сорос - святой Раки, т. е. гробницы Богородицы, перенесённой из Иерусалима) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе), Святорачица, Халкопратийская - один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Известен по ряду византийских источников не позднее IX-X вв., получил широкое распространение в византийском искусстве XII-XV вв. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование - Заступница. Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.

Болгария, Богородица, България, Церковное искусство, вера, Христианство, фреска, Православие, Пресвятая Богородица, Боянская церковь, 13 век, Богоматерь Агиосоритисса

Previous post Next post
Up