23 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА, ЕПИСКОПА БЕЛГОРОДСКОГО.

Dec 22, 2024 14:50










Прижизненный портрет Святителя Иоасафа, Епископа Белгородского.




































Святитель Иоасаф, в миру Иоаким Андреевич Горленко, родился 8 сентября 1705 года в Прилуках в казацкой семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко. Его отец был сыном прилуцкого полковника, состоял бунчуковым товарищем при будущем гетмане Данииле Апостоле, а мать была дочерью Даниила Апостола.

Иоаким Горленко получил образование в Киевском Братском училище.

Родители мечтали, что сын их пойдёт по стопам отца и будет военным. Но Господь готовил ему другой путь. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре.

8 января 1728 года отец Иоасаф рукоположен во иеродиакона и определён учителем Киево-Братского училища. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.

8 ноября 1734 года отец Иоасаф был рукоположен во иеромонаха и переведён в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.

24 июня 1737 года святой был возведён в сан игумена Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Много сделал для благоустройства обители. Дважды игумену Иоасафу в тонком сне являлся святой Афанасий, патриарх Константинопольский, мощи которого почивали в Лубенской обители. В этих видениях святитель Афанасий выражал новому настоятелю монастыря своё покровительство и поддержку.

14 сентября 1744 года отец Иоасаф был возведён в сан архимандрита.

24 января 1745 года преподобный назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. В те годы требовалось много сил для восстановления Сергиева монастыря после пожара.

2 июня 1748 года был хиротонисан во епископа Белгородского в соборной церкви Петропавловской крепости Петербурга.

Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства святой Иоасаф предпринял поездку по епархии и затем ежегодно совершал такие поездки.

Духовенство епархии ещё далеко не отвечало своему званию и иногда служило соблазном для пасомых. Поэтому святитель Иоасаф очень строго взыскивал за всякого рода проступки, допускаемые священно и церковнослужителями. Его строгость (вынужденно - по обстоятельствам того времени) доходила до применения телесных наказаний к духовенству. Поссорившимся между собой священнослужителям он запрещал приступать к совершению Божественной литургии до примирения.

Строгость архипастыря сочеталась с пастырской любовью, с заботливостью о нуждах духовенства, с горячим желанием защищать его от произвола различных светских лиц. Любовь святителя простиралась не только на духовенство. Он с милосердием относился ко всем страждущим, притесняемым и нищим. Последние имели свободный доступ к святителю и могли в любое время приходить к нему и находить в нём отца, заступника и благодетеля. Все доходы с вотчин архиерейского дома святитель употреблял на помощь неимущим. Милостыню он любил творить втайне. Это делалось так. Перед праздниками христианскими он посылал своего преданного келейника в жилища бедных с подаянием деньгами и одеждою. Этому келейнику он давал указание положить дар у окна или порога, три раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев, самому же поспешно удалиться. Предание уверяет, что святитель сам под покровом ночи любил разносить подаяние бедным. Сострадательный и милосердный к другим, святитель был очень строг к себе - в келейной своей жизни он сохранил нищету инока. Он был настолько нестяжателен в жизни, что по его кончине у него было найдено несколько медных монет, и погребение, по разрешению Святейшего Синода, пришлось совершить на запасные суммы архиерейского дома.

Он был ревностным молитвенником пред Богом, с горячими слезами совершал святитель Божественную литургию. И рано утром, и поздно вечером келейник святителя всегда заставал его на молитве. Однажды этот келейник (впоследствии соборный протоиерей города Изюма) видел в сонном видении святителя Иоасафа молящимся в некоем чудном храме, исполненном благоухания, причём святитель преподал ему наставление на текст: "непрестанно молитеся". Этот призыв к непрестанной молитве выразился у святителя Иоасафа в написании ежечасной молитвы, которую он каждый час читал сам и советовал другим: "Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

Святитель Иоасаф вёл скромный образ жизни, скудно питался, избегал увеселений. В доме у родителей во время застолий сидел отдельно от гостей и ел хлебные корки.

Объезжая епархию, он останавливался в домах простых крестьян, отказывался от удобных и богатых апартаментов.

Аскетические подвиги способствовали высокому развитию духа и взора святителя Иоасафа. По откровениям от Господа он много раз выявлял нарушения дисциплины служителями и их небрежное обращение со Святыми Дарами и иконами.

Белгородский святитель защищал своих пастырей от несправедливого и своевольного отношения помещиков, не боясь их гнева или мести. Так, он вернул должность дьячку, которого управляющий княжеским имением самоуправно выгнал из сельской церкви. Иначе святитель грозился оставить село без храма. Святой Иоасаф никогда не лицемерил перед титулами и знатью.

По откровению от Божией Матери, архипастырь отыскал в Вознесенском храме города Изюм Её икону. Она служила ширмой для угля в притворе. Ныне образ известен как чудотворная Песчанская икона Богородицы.

Святитель Иоасаф был прост в общении и с теплотой относился к людям. Внешняя строгость отражала нравственную чистоту. Епископ Белгородский не боялся мнения света, не стремился заработать его расположение. Бог, долг и правда были для него на первом месте.

Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил на одре болезни: "излишняя святость в начале не даёт мне ныне веку дожить".

Чувствуя приближение кончины, святитель испросил разрешение Святейшего Синода навестить своих родителей.

29 мая 1754 года он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощение и всех разрешил. Он ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы всё постарались сделать к осени.

Побыв у родителей до осени, святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в село Грайворон - вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь.

Перед самой кончиной святитель принял таинство Елеосвящения, причастился Святых Христовых Таин и 10 декабря 1754 года скончался. О кончине святителя было извещено свыше игумену Хотмыжского монастыря Исаии и отцу святителя.

Тело святителя Иоасафа в декабре было привезено в Белгород и оставалось непогребённым до середины февраля 1755 года, так как назначенный на погребение святителя преосвященный Иоанн Переяславский задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего святителя не потеряло обычного своего цвета и вида.

23 февраля 1755 года было совершено погребение святителя Иоасафа.

Через два года его тело и одежды были найдены нетленными, несмотря на сырость в склепе. С этого времени началось благоговейное почитание епископа Иоасафа. Все притекавшие к его гробу получали по вере своей исцеления.

По ходатайству Питирима, епископа Курского, через 156 лет после кончины святителя Иоасафа, он был причислен к лику святых.

Открытие его мощей было совершено 4 сентября 1911 года.

В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи святителя Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву и выставлены в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма, который располагался в закрытом Казанском соборе.

Мощи святителя Иоасафа Белгородского были обретены в Ленинграде 28 февраля 1991 года.

В комиссию для освидетельствования мощей святителя входили протоиерей Николай Гундяев и протоиерей Борис Глебов. Святые мощи на время освидетельствования находились в Спасо-Преображенском соборе.

Наконец, наступило время, когда политика государства по отношению к Церкви резко начала меняться. Православные люди, настрадавшиеся за долгие годы атеистического режима, не сразу поверили в перемены, но когда, наконец, поверили, стали раскрывать свято хранимые ими тайны, хранимые даже от близких им людей, дабы не навлекать на них гнев власть имущих. Так случилось и с Аркадием Васильевичем Соколовым, бригадиром плотников объединения «Реставратор».

Рассказал он следующее. В начале 70-х годов бригада Аркадия Васильевича работала в Казанском соборе. Комендант собора потребовала, чтобы в подвале, сыром и холодном, закопали, как она выразилась «мумию». Рабочие не послушались её распоряжения и, завернув мощи святого в простыни, отнесли на чердак, где было достаточно сухо, в одном из отсеков перекрытия выкопали яму и захоронили святыню. Они надеялись, что в сухом и чистом шлаке мощи сохранятся. По мнению Аркадия Васильевича, они должны находиться там и по сей день.

Таково начало истории второго обретения мощей святителя Иоасафа Белгородского. Можно предположить, что в Казанский собор они попали после организации в нем музея атеизма, куда свозились так называемые «экспонаты» со всей страны.

После обнаружения в начале 1991 года в чердачном помещении Казанского собора мощей святителя, последовал рапорт отца Сергия (настоятеля собора) Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну и была назначена компетентная комиссия для освидетельствования мощей в составе: Преосвященный Арсений, епископ Истринский, протоиерей Борис Глебов, протоиерей Николай Гундяев, протоиерей Павел Красноцветов, архимандрит Симон (Гетя), игумен Сергий (Кузьмин), С. Н. Павлов, научный сотрудник музея истории религии, А. Ю. Симаков, председатель подкомиссии Ленсовета по делам вероисповеданий и религиозных обществ, Н. В. Пясковский, член подкомиссии, депутат Ленсовета, К. Г. Головкин, ведущий инспектор Главного Управления по охране и реставрации памятников культуры Министерства культуры РСФСР.

Ко времени освидетельствования святые мощи были перенесены в Спасо-Преображенский собор.

13 марта 1991 года был подписан акт освидетельствования мощей всеми членами созданной комиссии. Акт гласил:

«В 16.10 в присутствии всех членов комиссии была снята пелена. Святые мощи были завёрнуты в обёрточную бумагу и марлю, а также обвязаны тонкой льняной бечёвкой, ноги возле щиколоток скреплены алюминиевой проволокой.

Все указанные материалы современного происхождения. После снятия обёрточных материалов пред членами комиссии оказалось тело человека мужского пола с полностью сохранившейся плотью, желтовато-коричневого цвета, со сложенными крестообразно руками ниже груди. Длина тела 177 см. Голова полностью сохранилась. Волосяное покрытие слабое, рыжевато-серого цвета, челюсти сомкнуты, рот слегка приоткрыт, верхние и нижние зубы целы. Нос с горбинкой, бороды и усов нет, под подбородком частично сохранились черные волосы. Лоб покатый, надбровные дуги - выпуклы. На животе под скрещёнными руками имеется разрез в виде буквы «Н», видимо, сделанный спустя много лет после того, как плоть была уже полностью высохшей, так как края разреза плотно примыкают друг к другу. Через разрез просматриваются высохшие внутренние органы... После осмотра тело было очищено от пыли и обтёрто святой водой. Затем оно было обернуто чистой тканью и накрыто погребальной пеленой».

В этот же день Преосвященный Арсений соединился по телефону с Архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием для обнаружения подтверждений того, что найденные мощи являются именно мощами святителя Иоасафа Белгородского. После дальнейших разысканий факт этот был установлен.

И вот в день праздника Смоленской иконы Божией Матери при огромном стечении народа, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, мощи Святителя Иоасафа были торжественно переданы для вечного упокоения их в родных пределах.

Много потрудился для дела строительства Церкви Христовой святитель Иоасаф Белгородский. Труды великого подвижника и послушника Божия не оставлены Господом нашим Иисусом Христом без внимания, «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие» (1Кор. 15, 53).

Святителю отче Иоасафе, моли Бога о нас!

Св. Иоасаф Белгородский, иконы, Святитель Иоасаф Епископ Белгородский, лики, вера, Христианство, Святитель, Русский Святой, Святой, Православие, Святитель Иоасаф Белгородский

Previous post Next post
Up