Анна Зерцалова родилась 31 января 1870 года в Москве. Крещена она была в честь святой Анны пророчицы. Отец её, Иван Зерцалов, имел дворянское звание и трудился в должности губернского секретаря. О матери Анна Ивановна рассказывает в главе "Как я обрела веру" своей книги "Светильник Православия". Родители держались строгих нравственных правил, но православие воспринимали преимущественно с обрядовой стороны. Поэтому начатки религиозного воспитания, которые дали они своей дочери, были непрочными. “Малое чувство веры, которое тлелось во мне слабым огоньком, быстро стало ослабевать и гаситься тлетворным дыханием пагубного влияния маловерия. Научные идеи, приправленные веянием ложных принципов, плотно разместились в моей голове и стали распоряжаться там полновластными хозяйками, отвлекая меня от всего истинного, духовного, прекрасного”. Это произошло уже после окончания гимназии, которую она окончила в 16 лет, получив хороший аттестат на звание домашней учительницы. “Родители, желая дополнить мое образование, в ущерб своим силам и здоровью предоставили мне уроки музыки, они хотели возрастить меня светской благонравной девицей, но они забыли, что бессмертная душа человека тоже требует пищи и удовлетворения, они забыли, что только Господь - единственная её радость и утешение, а без Него никакие отрады, никакие увеселения не могут удовлетворить сердечной жажды. Господь - единственное наше счастье. Один только Он может усладить наши мысли и желания; без Него - всюду скука и томление”.
Анна Ивановна в течение нескольких лет была лишь внешней христианкой: ходила в храм, молилась, изредка говела, но все это не было согрето теплотою сердца. Жизнь её шла в обычном русле мирских занятий - общение со знакомыми, театр, усиленное чтение светских книг, а затем и занятия европейской философией. Душа томилась и ни в чем не могла найти утешения. Возрождение души Анны Ивановны, внутреннее воцерковление совершилось в кремлёвском храме, посвящённом святым равноапостольным Константину и Елене. Верующие эту церковь по чтимому чудотворному образу Матери Божией еще называли “Нечаянная Радость”. Настоятелем храма в 1874-1892 годах был чтимый всей православной Москвой протоиерей Валентин Амфитеатров.
Анне Зерцаловой предстояло уехать в Ярославскую губернию в одно семейство, куда в качестве учительницы рекомендовала её родственница. Подойдя 13 мая 1891 г. после Божественной Литургии и молебна к батюшке Валентину за благословением на поездку на место работы, она услышала от него слова, которые, как подтвердило будущее, были прозорливыми: “Место, место, посадили цветочек в горшочек, ухаживали за ним, поливали его и вот, появились, наконец, первые листочки; смотрите, крепко берегите свои молодые листочки; пока ещё поправить можно, а после и поправить нельзя будет”.
Попала Анна Ивановна в семью атеистов. Для молодой православной христианки жизнь в таком семействе была началом исповедничества и одновременно приготовлением к ещё более тяжелому подвигу свидетельства веры в годы жестоких гонений на Святую Церковь. “Сколько деликатных намёков и насмешек приходилось мне выслушивать по поводу моего обособленного религиозного настроения! Сколько тонких ядовитых стрел пущено было в меня с намерением наставить меня в духе излюбленного им либерализма. Всевозможные антирелигиозные сочинения выбирались главою семьи с целью исправить мою якобы отсталость и извращённость - и вот по вечерам устраивались долгие изнурительные чтения, на которых просили меня обязательно присутствовать. О, как ужасны были эти чтения!!… Как осуждённая на духовную смерть слушательница, я должна была сидеть и выслушивать эти “чтения”, резко и быстро отталкивая от себя налепляющуюся на меня ядовитую сорочку”.
Храм был в шести вёрстах от дома. Приходилось ходить пешком, так как из семьи на службу никто не ездил. “Пост, не соблюдаемый никем, заставлял меня тоже выделяться и быть у всех бельмом на глазу. “Крепко берегите свои молодые листочки” - как громовая труба Страшного Суда постоянно звучало у меня в ушах и, осмеянная, приниженная, “притча во языцех”, я твёрдо стояла на своём камне духовного делания и горячо молила Господа простить окружающим людям их заблуждения, просветить помрачённые их умы светом Своей Божественной благодати”.
Мать семейства не позволяла домашней учительнице воспитывать своих детей. Анна Ивановна, кроме уроков, была совершенно свободна. Имея время, она устроила школу грамотности, собирала деревенских детей и занималась с ними. После её отъезда это начинание не прекратило существование. На основе этой школы впоследствии возникло училище, получившее необходимые права и средства.
Деятельность Анны Зерцаловой по просвещению деревенских детей, чуждая материальной расчётливости, расположила к ней хозяев. Ей стали готовить постную пищу. “Лошади для езды в храм всегда были к моим услугам; даже отпускалась со мной восьмилетняя ученица - это было особенное небывалое доверие. Мне, застенчивой от природы, было очень неловко принимать знаки особого благоволения; по правде сказать, я очень тяготилась всем этим, так как на эту лужайку пришлось перейти через мост ужасной духовной пытки”.
Получив через свою мать благословение отца Валентина, Анна Ивановна в декабре 1891 года покинула семью, в которой прожила 7 месяцев.
Вернувшись в Москву, она стала активной прихожанкой храма святых равноапостольных Константина и Елены, а позже - Кремлёвского Архангельского собора, настоятелем которого в 1892 году был назначен отец Валентин. Она участвовала в святых таинствах, молилась, слушала назидания своего духовного наставника. Из её записей сложилась отдельная книга, содержащая основные мысли слов и поучений отца Валентина.
Батюшка помог ей найти многих учеников, и Анна Ивановна порой с утра до позднего вечера занималась с учащимися. Почти 20 лет духовно окормлял отец Валентин Анну Зерцалову. Он исповедывал её, наставлял, молился за неё.
Смерть духовного своего отца, протоиерея Валентина (20 июля 1908 года) она пережила как большое личное горе. “Духовные дети с любовью, тихо, торжественно несли гроб пастыря, ещё не во всей полноте понимая, кого и куда они несут. Бесчисленная толпа сопровождала шествие; с немою скорбью и страданием шли духовные дети, не зная, как они смогут жить после такой тяжкой утраты”.
Анна Зерцалова, опираясь на помощь духовных чад отца Валентина, выпустила до 1917 года четыре книги, в которых содержится описание его выдающейся пастырской деятельности, рассказывается о его прозорливости и даре чудотворений. По её записям, которые она вела в продолжении многих лет, была составлена и опубликована книга: “Духовные поучения, проповеди Валентина Николаевича Амфитеатрова, бывшего настоятеля московского придворного Архангельского собора, записанные с его слов одной из его духовных дочерей” (Москва, 1916 год).
Интересная подробность содержится в её следственном деле: “В 1916 году я получила от одной благодетельницы, звать её мать Евдокия (фамилию я забыла), 3000 рублей на постройку дома и в том же году я выстроила в городе Москве на Большой Ваганьковской улице дом деревянный на 4 квартиры. Этим домом я владела до 1932 года, после чего у меня его национализировали”.
Дом на полученные пожертвования Анна Ивановна построила вблизи Ваганьковского кладбища, чтобы жить недалеко от могилы своего духовного отца и записывать происходившие на могиле чудеса. В результате составилась книга, которую она напечатала после 1917 года на машинке в количестве двадцати - двадцати пяти экземпляров. Она активно размножалась многочисленными почитателями памяти выдающегося пастыря. К сожалению, в настоящее время мы не имеем ни одного её экземпляра.
О деятельности Анны Зерцаловой в 20-е годы упоминается в воинственно-атеистическом журнале (при этом по какой-то причине неправильно указано отчество): “Против кладбища живет некая Анна Михайловна. Здесь можно купить фотографию “святого”, здесь продаются книги - “Истинный пастырь Христов”, “Светильник православия”, “Подвижник веры и благочестия”. Здесь еще недавно кормили нищих и всех, кто приходил помолиться на могиле Амфитеатрова. Сейчас (очевидно, с введением карточек) кормёжка прекратилась. Здесь справляются поминки, а в годовщину смерти “святого” на его могиле бывают тысячи молящихся”.
В 1932 году Анна Зерцалова подверглась репрессиям. На вопрос следователя “Когда и за что Вы были судимы?”, она ответила: “Судима я не была, во время паспортизации мне, как домовладелке и лишённой избирательных прав, было отказано в выдаче паспорта и предложено выехать за 100 километровую зону, одновременно у меня изъяли домовладение”.
Москву она не покинула, а перешла на нелегальное положение, проживая у друзей. Средством к существованию её была помощь близких и частные уроки, которые она продолжала давать.
Оставшись в Москве, последующие 5 лет она посвятила прославлению среди верующих протоиерея Валентина Амфитеатрова как подвижника благочестия. Записывала случаи исцелений по его молитвам, распространяла фотографии и книги о нём, направляя людей на его могилу.
Власти готовили над ней расправу. В августе 1937 года было принято “Постановление об избрании меры пресечения и предъявления обвинения”. В нем утверждалось: “она является активной участницей контрреволюционной церковно-монархической группировки. В контрреволюционных целях прославляет как “прозорливицу” монашку Матрону Конюхову и как “святого” умершего попа Амфитеатрова, организует к ним паломничество верующих”.
Упомянутая в “Постановлении” Матрона Степановна Конюхова по данным протокола допроса, проведенного 31 августа 1937 года старчествовала: принимала посетителей, давала им советы, отвечала на их вопросы. Среди них она называет Анну Зерцалову, Евдокию Жданову и других. В настоящее время монахиня Матрона причислена к лику святых как преподобномученица.
Следствие желало представить к осуждению целую “контрреволюционную церковно-монархическую группу”. С этой целью в одно следственное дело были соединены Анна Зерцалова и почитатели памяти другого подвижника благочестия - иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева) Гаврин А.П., Емельянова И.А., Гончарова П.Ф. и др.
Анна Ивановна была арестована 27 октября 1937 года. 11 ноября состоялся допрос. Следователь добивался от неё имен соучастников её деятельности:
“Вопрос: Следствие требует от Вас показание в отношении лиц, кои размножали Вам его (протоиерея Валентина Амфитеатрова) фотографии, перепечатывали Ваши рукописи на машинке за последнее время. Назовите их фамилии.
Ответ: Назвать фамилии лиц, кои мне помогли в размножении фотокарточек… а также и распечатывании книги я, Зерцалова Анна Ивановна, отказываюсь.” На допросе она сказала, что привлекала к распространению фотографий батюшки Валентина Матрону Конюхову, которая среди верующих была известна как “блаженная” и “прозорливая”. Анна Зерцалова упомянула её, вероятно, потому, что сама Матрона Конюхова на допросе, который был за два месяца до ареста Анны Ивановны, факты эти не отрицала.
Проводивший допрос младший лейтенант Шишкин задал вопрос: “Ваше отношение к советской власти?
Ответ: “К советской власти я, Зерцалова Анна Ивановна, отношусь безразлично. Но я<… >не согласна с советской властью по вопросам религии, а именно: советская власть, как я это считаю, проводит гонение на церковь и верующих, закрывает без согласия верующих церкви, высылает безвинно духовенство. Всё это вызывает недовольство не только у меня, но и у большинства верующих. В силу чего большинство верующих не любит советскую власть и порождает как у них, так и у меня, враждебное отношение к советской власти. Кроме того, советская власть совершенно невинных людей лишает крова, как, в частности, меня, что так же порождает по отношению к ней недовольство со стороны несправедливо осуждённых”.
Анна Ивановна Зерцалова вела себя как твёрдая и мужественная исповедница. Из ответов видно, что земное мало её беспокоило, и она не боялась приговора, даже самого жестокого.
На заседании тройки при Управлении НКВД по Московской области 23 ноября 1937 года был вынесен приговор: “Зерцалову Анну Ивановну - расстрелять”. Приговор был приведён в исполнение 27 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой.
За четверть века до своей мученической кончины она писала: “Верующая душа не боится смерти: она встречает её радостно, спокойно, так как знает, что смерть приведет её к Небесному Отечеству, в вечную страну нашей новой, лучшей жизни. И разве Сам Человеколюбец Господь не примет к Себе и не упокоит ту душу, которая стремится к Нему, горячо, блаженно любит Его, горячо, блаженно верует в Него.”
Мученица Анна Зерцалова причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Дни памяти: 27 ноября (14 ноября по старому стилю), а также в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Святая мученице Анно, моли Бога о нас!