Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Икона. Новгород, последняя четверть XII века.
Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Икона. Москва (?), третья четверть XIV века.
Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Икона. Ростов Великий, конец XV - начало XVI века.
Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Русская икона.
Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Фреска часовни Святого Короля Драгутина в монастыре Джурджеви Ступови, Сербия. 1282 - 1283 годы.
Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Икона. Сербия, 30-е - 40-е годы XIII века. Собор в Лане, Франция.
Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Фреска пещерного монастыря Вардзиа (Вардзия), Грузия. До 1185 года.
Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Фреска церкви Архангела Михаила в Тангили, Сванетия, Грузия. XIII век.
Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа на убрусе. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. XII век.
Нерукотворенный Образ Господа нашего Иисуса Христа на чрепии. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. XII век.
Как гласит предание, Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа появился, когда Спаситель с учениками проповедовал в Иудее. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их (Мф. 4: 23, 24).
На современной карте мира нет Осроены1 , однако в I веке нашей эры она располагалась между Тигром и Евфратом. Столицей ее был город Эдесса. Ныне это город Шанлыурфа в Турции. Правил страной царь Авгарь V Уккама (13-50 Р. Х.). Предание гласит, что он заболел проказой. Две тысячи лет назад этот диагноз сулил больному страдание, изгнание и смерть. Однако к Авгарю вслед за страшной новостью пришла благая весть о Христе. В его сердце вспыхнула вера: «Если взгляну на Его лик, исцелюсь». И Авгарь посылает в Палестину своего художника Ананию с просьбой упросить Христа посетить его или, на худой конец, согласиться на портрет.
Приблизиться к Спасителю Анания не смог, хотя письмо с просьбой посетить больного царя передал. Стараясь полностью выполнить повеление своего правителя, он решил нарисовать Господа. Чтобы получше разглядеть Его среди людей, он встал на камень и приготовился сделать набросок. Однако это оказалось невозможным: лицо Христа постоянно менялось под действием благодати, которая от Него исходила. Отчаянию художника не было предела. Ананию вдруг утешил Христос, обратившись к нему. Он попросил принести сосуд с водой и полотно (убрус). Омыв лицо, Он сложил полотно вчетверо, промокнул им лицо и протянул придворному художнику. На ткани без помощи человеческих рук отпечатался лик Спасителя. Иисус также передал изумленному художнику письмо для Авгаря, в котором указал, что Ему необходимо остаться в Иерусалиме, дабы исполнить предвечный Божественный замысел о спасении людей. Но Он заверил, что со временем отправит к царю одного из Своих учеников для спасения.
Осчастливленный Анания вернулся к Авгарю с Нерукотворным Образом Спасителя (его еще называют Мандилион - от греч. μανδύη, μανδύας - «убрус, мантия, шерстяной плащ»). Приложившись к образу, правитель исцелился, лишь на лбу у него осталась небольшая язва. Царь стал ждать обещанного ученика Христа. Им оказался апостол Фаддей, который с проповедью о Спасении пришел в Осроену после Вознесения Господа и дня Пятидесятницы. Именно апостол Фаддей крестил царя и множество людей в Эдессе. Уже после выхода из купели Авгарь обнаружил, что полностью исцелился.
Духовной радостью возрадовался царь и установил Нерукотворный Образ в нише над главными воротами города, свергнув оттуда идола, который прежде почитался в стране. Там же разместили и надпись: «Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья». Каждый входящий в город кланялся образу.
Авгарь воспитал в христианстве своего сына, и тот продолжил благочестивую традицию, а вот внук воспротивился жить по-христиански и впал в идолопоклонство. При виде лика Спасителя над центральными воротами совесть жгла его как огонь, поэтому потомок решил уничтожить его, а взамен поставить идола для поклонения. Замысел не удалось осуществить. Епископ Эдессы был предупрежден видением от Господа. Он велел замуровать нишу с Образом, поместив перед ним зажженный светильник.
Много лет они были сокрыты от людских глаз, но нет худа без добра. Спустя почти пять веков, в 544 году, Эдесское царство покорил персидский правитель Хосров. Взмолился епископ Евлалий, и ему было открыто местонахождение Образа Господня, с помощью которого жители осажденного города могли победить. Нишу раскрыли и увидели горящую лампаду у святого Образа. Но также чудесным образом отпечатался он на черепице, закрывавшей нишу. Обретенные святыни привели в священный трепет жителей города, а осаждавших - в ужас. Вдобавок к этому святое масло от лампады, которым епископ окропил неприятелей, разгорелось в пламя и устрашило нападавших.
Вторую нерукотворную икону также называют Керамион (Керамида), или «Спас на чрепии», то есть отпечаток с Образа на черепице. Впоследствии она была перенесена в сирийский город Иераполь, а император Никифор Фока, по преданию, перенес ее в Константинополь около 965 года. Согласно другому преданию, второй Нерукотворный Образ чудесным образом возник тогда, когда Анания, опасаясь язычников, спрятал его в груде черепицы.
Что касается первообразной Нерукотворной иконы Спасителя, она долгое время хранилась в Эдессе и почиталась христианами Востока. И лишь в X веке (19 августа 944 г.) император Роман Лакапин решил перенести его вместе с письмом Авгарю от Христа в Константинополь. Торжественно с молитвой святой Образ, прообраз всех христианских икон, вначале положили во Влахернской церкви, а на следующий день - в Святой Софии. Толпы людей сопровождали перенесение, с благоговением и трепетом касаясь Убруса. Через некоторое время византийский император повелел оставить его в Большом дворце в главном храме, освященном в честь Пресвятой Богородицы.
К сожалению, сейчас Нерукотворный Образ утерян. Его след потерялся в XIII, когда крестоносцы разграбили Царьград. Однако по всему миру, а больше всего на Руси осталось множество списков. Чудотворные, любимые людьми, они несут утешение и ободрение. Ведь с них взирает Сам Спаситель и смотрит вглубь, в самое сердце.
1 Эде́сское ца́рство, также Орроенское или Осроенское; Осрое́на - государство, существовавшее на территории западной, приевфратской области Месопотамии в 132 до н. э. - 244 гг., населенное преимущественно сирийскими народами (в основном ассирийцами), говорящими на арамейском языке, а также со значительным армянским населением, которое было сосредоточено главным образом на севере царства, в его столице - Эдессе.