Святой Праведный Стефан Высокий, деспот Сербский. Фреска церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в монастыре Каленич, Сербия. 1413 - 1427 годы.
Святой Праведный Стефан Высокий, деспот Сербский. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава), Сербия. До 1418 года.
Святой Праведный Стефан Высокий, деспот Сербский. Фреска церкви Святого Пророка Илии в монастыре Руденица, Сербия. 1402 - 1405 годы.
Святой праведный Стефан Лазаревич, Высокий (ок. 1377 - 1427), деспот Сербский, родился около 1377 года старшим сыном благоверных государей Сербских, великомученика Лазаря и святой Милицы. В средневековой Сербии деспот - титул правителя.
После того, как его отец пал в Косовской битве, в 1389 году стал князем Сербским. В это время он вынужденно признал себя вассалом турецкого султана, но пытался укрепить центральную власть и объединить сербские земли.
Стремясь к освобождению от турецкой зависимости, заключил союз с королём Венгрии, от которого добился уступки Белграда ценой фактического признания венгерского протектората над Сербией. Стефан сделал Белград столицей своей державы.
С 1402 года обрёл независимость от турок и стал титуловаться деспотом. С 1426 года власть Стефана ширится и на Мукачевскую доминию, где покровительствует христианству.
Умел поддерживать благоприятные отношения как с турками, так и с венграми, показав себя искусным дипломатом и воином. Ему удалось уберечь страну от разрушений, и даже расширить территории своих владений до Савы и Дуная и Адриатического моря. Он также развил экономику, особенно добычу руды; при нём развернулось книгописание. Святой деспот показал себя усердным храмостроителем - им были построены монастыри Манасия, Руденица, Копорин, Велудже; церковь в Белграде. Стал великим благодетелем порабощенных единоплеменников, тратя казну на помощь нуждающимся.
Чтил память своего святого родителя и сербских воинов, павших в Косовской битве.
Мирно скончался 19 июля (1 августа) 1427 года.
Житие святого деспота было написано его современником, Константином Философом, после чудесного видения, бывшего ему: сам Стефан явился и наказал Константину написать это житие. В писаниях, составленных вскоре после кончины деспота, он уже именуется святым; называется "блаженным и святым" в сербском родослове, написанном около 1597 года и в другом, составленном во второй половине XVII века. В конце XVI века сербские монахи в переписке с папой Климентом VIII указывали, что "святое деспотово тело" находилось в Раваницком монастыре. Известны многочисленные изображения святого Стефана в старой сербской церковной росписи, где он представлен с нимбом и подписью "святой царь."
С XV века почитание святого Стефана также распространилось на Русь, где в Богослужебных рукописях он указан святым. С XVII века он упомянут среди святых и в некоторых чешских месяцесловах. Некоторые исследователи искусства даже полагают, что его скульптура помещена среди венгерских правителей в римо-католическом монастыре Пресвятой Богородицы на Птуйской Горе.
Митрополит Белградский Димитрий, будучи серьезным церковным историком, предложил Архиерейским Соборам королевства Сербского 1907 и 1912 годов соборно внести имя деспота Стефана Лазаревича в диптих святых. Как главные основания для это в то время были указаны его вклад в возведение новых церквей и в развитие книжности. Однако, вопрос не был решен из-за нагрянувших Балканских, а затем Первой мировой войн. Лишь на внеочередном Архиерейском Соборе в Пече 26-27 августа 1924 года вопрос был снова поднят патриархом Сербским Димитрием. На Соборе не было достигнуто единогласие: были голоса о создании комиссии, ряд архиереев - митрополит Скопийский Варнава, епископы Битольский Иосиф, Темишварский Георгий, Вршацкий Иларион, Рашско-Призренский Михаил, Жичский Ефрем и Бачский Ириней - высказались за трезвенный и осторожный подход. Наконец, патриарх Димитрий на бдении 19 июля 1927 года провозгласил деспота Стефана святым, предложив Собору внести его имя в диптих святых. Тогда же патриарх написал службу для него.