15 ИЮНЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКИФОРА ИСПОВЕДНИКА, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО.

Jun 14, 2024 13:27















Святитель Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский. Фреска церкви Святого Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы: Михаил Астрапа и Евтихий.

Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник православия от императора-иконоборца Константина Копронима. А мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание и после его смерти вернулась в Константинополь, где окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги.

В царствование Льва IV Хазара, правившего в Византии непродолжительный период с 775 по 780 год, святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. Потому в короткое царствование Льва IV гонения на иконы почти прекратились. Но император Лев лишь какое-то время показывал себя благочестивым, а незадолго до смерти изменился и возобновил гонения на иконопочитателей. Вскоре после этого он впал в жестокую горячку и умер. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора.

После Собора будущий святитель Никифор несколько лет оставался при дворе, но полная суеты жизнь все более и более тяготила святого. Он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Еще до принятия иноческого пострига он вел строгую иноческую жизнь. Вот как он сам писал об этом: «Тогда я немедленно же обратился к исследованию самого себя, и посему, с помощью Божией, отказался от этой должности, удалился из царского дворца и от городского шума и поселился на вершине одной отдаленной приморской горы, утесистой и едва доступной. Таким образом, я удалился от столицы на несколько стадий около Пропонтиды и здесь старался устроить свою жизнь, как мог, предаваясь уединению, ибо к нему-то я больше всего и стремился, и мною обладала столь сильная любовь к уединению и спокойствию, что я решил встретить конец жизни не в другом каком месте, но здесь. Но ведь невозможно, чтобы все происходило согласно нашим намерениям, и бывают случаи, где господствует необходимость и где предприятия получают тот исход, коего хочет Бог. Это именно и случилось со мной».

В царствование императора Никифора I с 802 по 811 год, после кончины святого патриарха Тарасия святой Никифор был избран на его место, принял иноческий постриг и святительский сан и был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года, в день святой Пасхи. Впоследствии он напишет: «…возвели меня на священный сей трон, хотя я сильно не желал и отказывался, так что дело сие было устроено скорее принуждением, чем по согласию».

При следующем императоре Льве V Армянине, яром приверженце иконоборческой ереси, для Церкви вновь начался период смут и гонений. Император не мог сразу начать открытое гонение на православие, поскольку иконоборчество было осуждено VII Вселенским Собором. Святой патриарх продолжал служить в Великой церкви, смело убеждая народ хранить православную веру, и проводил последовательную и неослабную борьбу с ересью. Император начал вызывать из ссылки епископов и клириков, отлученных от Церкви VII Вселенским Собором. Составив из них еретический собор, император потребовал, чтобы патриарх явился для прений о вере. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, так как учение иконоборцев уже было предано анафеме Вселенским Собором. Он всячески старался образумить императора и его окружение, безбоязненно разъяснял народу учение о почитании святых икон, написал увещания к императрице и градоначальнику Евтихиану, ближайшему к императору сановнику, присоединив в конце пророческое слово о скорой гибели еретиков от «карающей руки Господней». Тогда еретический собор отлучил от Церкви святого патриарха Никифора и его предшественников - блаженно почивших патриархов Тарасия и Германа.

Святой Никифор был сослан сначала в монастырь в Хрисополь, а затем - на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой патриарх Никифор скончался в изгнании. После окончания гонений и Торжества Православия, состоявшегося в 843 году, 13 марта 847 года нетленные мощи святого патриарха Никифора, пролежавшие в земле 19 лет, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии.

Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие: труды исторического, догматического и канонического содержания.

Святителю отче Никифоре, моли Бога о нас!

Старо Нагоричино, Исповедник, Св. Никифор Константинопольский, Св. Никифор Исповедник, Святитель, фреска, Православие, Святитель Никифор Константинопольский, лик, иконописцы Михаил и Евтихий, Святитель Никифор Исповедник, Христианство, вера, Церковное искусство, Святой, защитник иконопочитания, Македония, иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий, защитник Православия

Previous post Next post
Up