Торжество Православия. Икона. Византия, около 1400 года.
Праздник установлен Церковью по случаю восстановления практики почитания святых и честных икон в 842 году после длительного периода иконоборчества (VIII - IX вв.).
«В сей день, в первую Неделю святого поста, - сообщает «Синаксарь», - Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием»
Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви. Создавая священные изображения, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события её истории. Между тем, во времена императора Льва Исавра и при его активном участии, развернулась масштабная борьба против святых икон. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники - иконопочитатели - притеснениям и гонениям. Движение против почитания святых икон продолжалось довольно долго, пока, наконец, стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, в 787 г., не был созван VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании. Он состоялся в Никее.
После Собора движение против почитания икон было угашено, однако не прекращено и всё ещё оставалось в силе. Иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 842 году, после смерти императора Феофила (бывшего гонителя святых икон), при его трехлетнем сыне, Михаиле III, пребывавшем под опекой его матери, Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный Собор, где второй Никейский Собор (787 года) был признан Вселенским.
По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви, а также сама царица совершали в первую седмицу поста молебны о её почившем муже, Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных о Феофиле отцы Церкви, в воскресный день этой седмицы, совершили крестный ход. Крестный ход был торжественным, осуществлялся в присутствии царицы, её сына, множества народа. В это день (11 марта в 843 г. (по другим данным: 19 февраля)), опять же торжественно, были произнесены слова благословения в адрес поборников и почитателей икон; в адрес же врагов была произнесена анафема.
Стоит заметить, что чинопоследование этого богослужения со временем менялось, дополнялось новыми текстуальными вставками.
Одна из наиболее ранних, дошедших до нас икон Торжества Православия, датируется XIV веком. Она хранится в Британском музее.
В центральной верхней части иконы представлено изображение Божией Матери (иконографический тип - Одигитрия, Путеводительница), расположенное на престоле. Его поддерживают два ангела. С одной стороны, такое иконографическое решение указывает на литургический характер почитания икон Пресвятой Богородицы, а с другой, напоминает об историческом факте моления перед иконой Девы Марии Константинопольского Патриарха Мефодия, царицы Феодоры, её сына Михаила, прочих верующих, состоявшемся в первое воскресение Великого поста, 11 марта, в 843 году.
Слева от изображения иконы Божией Матери (если смотреть со стороны зрителя) - императрица Феодора с её сыном, Михаилом (он отмечен здесь как фактический участник исторического события); справа - святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит (много потрудившийся на ниве защиты иконопочитания и много пострадавший за этот подвиг веры).
В нижней части иконы также представлены защитники иконопочитания. В центре - святой Феофан Сигрианский (согласно его житию, участник Седьмого Вселенского собора) и Стефан Новый. Они держат икону Христа. Справа от них - Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский. Сбоку от него - два брата, Феодор и Феофан Начертанные (это наименования было усвоено им в связи с тем, что на их лицах, по приказанию императора Феофила, были выжжены оскорбительные стихи).
В левой части представлена мученица Феодосия с образом Эммануила в руках (в своё время, согласно преданию, она не позволила воину сбросить медный образ Спасителя, располагавшийся на воротах Константинополя более 4 веков, за что была убита). Фигуры монахов, изображенных между Феодосией и Феофаном, идентифицировать не удалось.
Праведники, изображенные на иконе, послужили Торжеству Православия. Вместе с тем можно сказать, что они представляют и прочих праведников, отстоявших истинность учения о почитании святых икон.