Чудотворная икона Божией Матери "Махериотисса". Монастырь Махерас, Кипр.

Feb 26, 2024 15:37















Образ - один из семидесяти, написанных святым Апостолом и Евангелистом Лукой. Во времена жестоких преследований иконоборцев, неизвестный подвижник перенес икону Богородицы из Царицы городов - Константинополя - через Малую Азию на Кипр. Здесь, перед самой кончиной, он спрятал ее в пещере высокой труднодоступной горы, названной впоследствии Ножевной. Со временем пещера заросла кустарником, - его колючие ветви хранили икону долгие годы.

Пролетели столетия. В XII веке один палестинский отшельник именем Неофит из-за набегов сарацинов перебрался на Кипр. Он поселился в монастыре святого Иоанна Златоуста в Куцовенди, расположенного в горах Пентадактилос. Оттуда преподобные Неофит и его послушник Игнатий каждый день наблюдали потоки чудесного света в Ножевных горах, и однажды отправились в путь, чтобы узнать причину дивного явления. Подойдя ближе, святые увидели, что свет льется из пещеры, вход в которую зарос колючим кустарником. Невдалеке они нашли нож и услышали глас Богородицы, повелевавший расчистить пещеру. Так, освобождая путь, отсекая и вырубая колючие ветви, подвижники обрели икону. Впоследствии она получила название Махериотисса (от греческого слова "махери" - "нож"). Найденный образ с радостью был перенесен преподобными в новое место молитвенных подвигов, - так был основан скит в Ножевной горе.

После смерти преподобного Неофита к святому Игнатию присоединился новый брат, Прокопий. Вместе они решили основать монастырь с общежительным уставом. Для этого они отправились в Константинополь к императору Мануилу Комнину и свое намерение представили ему. Император взял доброе начинание под свое покровительство, пожертвовав на новое дело немалые средства. Золотая булла гласила, что монастырь получает статус царского и особое покровительство Византийских императоров. Другим указом монастырю была дарована ставропигия.

Преподобные возвратились на Кипр. В лесах Ножевной горы они поставили храм во имя Пресвятой Богородицы и несколько келий. По смерти святого Прокопия св. Игнатий остался с пятью-шестью монахами, а позже в монастырь поступил прп. Нил, будущий игумен и летописец обители.

Жестокие засухи поразили в то время Кипр, крестьяне бедствовали, трудно приходилось и монастырю. Преподобный Нил отправился в Киликию за помощью и запасами, а по возвращении св. Игнатий возложил на него бремя управления братством. Новый игумен в первую очередь озаботился подтверждением императорских привилегий, и вскоре обитель окрепла и процвела.

В «Житийных правилах», написанных святым Нилом в 1201 году, говорится о многочисленной братии, проходивших послушания кузнецов, виноградарей, строителей, пастухов, казначеев, гостиничных, ризничих, келейников, вратарей и многих иных. Жизнь они проводили в строгости.

На иконах четверо основателей обители изображаются так: святой Неофит - с иконой Пресвятой Богородицы, которую он обрел, святые Игнатий и Прокопий держат в руках основанный ими храм, а святой Нил - хартию с написанным им уставом.

Пресвятая Богородица через Свой образ подавала множество чудес и исцелений. Престольный праздник обитель отмечала в день Введения, а 13-го декабря совершали торжество в честь преподобных основателей монастыря - Неофита, Игнатия и Прокопия.

Святой Нил позже был поставлен на свещник епископства в древнем Тамассосе, а преемником на игуменстве остался Иоаким. Предполагают, что между 1214 и 1221 годами св. Нил мог быть архиепископом Кипрским.

Владычество франкской династии Лузиньянов с 1192 по 1489 годы принесло острову множество бед. Новосозданная католическая церковь Кипра всеми силами стремилась духовно поработить народ, по обыкновению, не стесняясь в средствах, а главнейшим своим врагом справедливо считала православные монастыри и духовенство.

В середине двадцатых годов XIII века из монастыря Кало Орос в Малой Азии прибыли отцы Иоанн и Конон с помощником Матфеем (в монашестве Марк), чтобы духовно поддержать притесняемых православных. Они поселились в монастыре Ножевной горы Махера, к ним присоединился и киприот Феодор (в монашестве Феоктист). Позднее все четверо перешли на жительство севернее, в Кантарасский монастырь. Туда же однажды отправились посетить их и два махерасских брата: Геннадий и Герасим.

Все братство Кантарасского монастыря, включая двух пришедших из Махераса, арестовали за твердость в Православии и бросили в никосийскую тюрьму. Три года продолжались издевательства и пытки. Но не сломился дух исповедников: они мужественно отстаивали чистоту своей веры и обличали вероотступников и латинскую ересь.

Наконец, в 1231 году, католики замучили всех, привязав святых к лошадям, протащив по острым камням русла реки Педиэас, а затем сожгли на костре.

Вот имена тринадцати преподобномучеников Кантарасских: Иоанн, Конон, Иеремия, Марк, Кирилл, Феоктист, Варнава, Максим, Феогност, Иосиф, Герман, Геннадий Махерасский, Герасим Махерасский.

Их бесстрашие и мужество в исповедании истинной веры воодушевило весь Кипрский народ, который до сих пор торжественно чтит память преподобномучеников в день страдальческой их кончины, 19 мая. Берега реки Пэдиэас украшает часовня в их честь.

икона Божией Матери Махериотисса, иконы Божией Матери, Богородица, Церковное искусство, вера, Христианство, Махерская икона Божией Матери, Православие, Пресвятая Богородица, лик Пресвятой Богородицы, икона, чудотворная икона, монастырь Махерас, лик, Кипр

Previous post Next post
Up