Образ Божией Матери "Гликофилуса". Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1316 - 1321 годы.

Apr 26, 2023 14:16















Елеуса (греч. Ελεούσα - Милостивая от έλεος - сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление - один из основных типов изображения Божией Матери в православной иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, Их любовь безгранична. Икона прообразует Крестную Жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

В греческом церковном искусстве данный иконографический тип именовался также Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλουσα - сладко Любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзание.

Можно перечислить следующие чтимые Русской Православной Церковью иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др.

К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относятся Корсунская икона Божией Матери и икона Пресвятой Богородицы «Игоревская», перед которой в последние минуты жизни молился святой великий князь Киевский Игорь Ольгович.

В византийской стенной росписи также можно встретить ростовые изображения Богородицы, близкие типу Елеусы.

монастырь Хора, лики, фреска, Православие, Пресвятая Богородица, Пресвятая Богородица с Младенцем, Константинополь, палеологовский ренессанс, 14 век, икона Божией Матери Умиление, иконы Божией Матери, византийская иконопись, Богородица, Христианство, вера, Церковное искусство, лик Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери Гликофилуса, Богородица с Младенцем, Византия, византийская фреска

Previous post Next post
Up