Образ Божией Матери "Ширшая Небес" ("Платитера"). Фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде.

Mar 15, 2022 16:39

1295 год. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.










[Spoiler (click to open)]

«ШИРШАЯ НЕБЕС» («Платитера тон уранон») - одно из имен, которыми православная гимнология обращается к Богородице. Так в литургии Василия Великого Пресвятой Богородице дается эпитет «Ширшая небес», которым описывается сложный богословский образ Рождества второго Лица Троицы от земной женщины. Имеется в виду, что чрево Божией Матери вместило в себя «Невместимого» Сына Божия. Этот образ рассматривается преимущественно в плане духовном: только Жена такого великого смирения, как Божия Матерь, смогла исполнить самый высокий подвиг на земле - родить Сына Божия, и, соответственно, стать Матерью Бога. Такой чести не был удостоен больше ни один человек, и даже ангелы не могут достичь Её совершенства. Таким образом, по мысли православной гимнологии, Её смирение (и Её подвиг) простирается выше и дальше плана мысленно зримого бытия (шире небес).

Смыл эпитета «Платитера» также раскрывается в песнопении (6 икос «Акафиста Богоматери»): «Радуйся огненный столпе, наставляяй сущие во тьме: радуйся покрове миру, ширший облака».

Имя «Ширшая небес» обычно дается и определенному типу образа Пресвятой Богородицы в греческой иконографии - одной из разновидностей Влахернской иконы Богоматери («Платитеры» - по письменным византийским источникам). Другое греческое название этого иконографического типа - «Мегали Панагия» («Великая Панагия»), или «Оранта». Традиционным для греческих изографов является изображение на иконе и предстоящих Богородице Ангелов и Архангелов.

На Руси данный тип иконографии известен как «Знамение»
(«Воплощение»).

церковь Богородицы Перивлепты в Охриде, Богоматерь Оранта, фреска, Православие, Пресвятая Богородица, Богоматерь Ширшая Небес, палеологовский ренессанс, лик, иконописцы Михаил и Евтихий, Охрид, Богородица, Христианство, вера, Церковное искусство, 13 век, Македония, лик Пресвятой Богородицы, иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий

Previous post Next post
Up