Спас Смоленский с Преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.

Dec 11, 2021 13:07

Икона второй половины XVII века. Происходит из Христорождественского собора Балахны. Музей имени Андрея Рублёва.




[Spoiler (click to open)]

Образ благословляющего Христа, изображенного в рост, с раскрытым Евангелием в левой руке, с припадающими к Его ногам Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским получил в русской традиции название «Спаса Смоленского».

Источником иконографии считается известный в византийском искусстве образ стоящего благословляющего Христа с закрытым Евангелием, получивший наименование «Христа Халкитиса» - по несохранившейся мозаике, украшавшей главные ворота константинопольского императорского дворца Халки. Это был весьма распространенный тип изображения Спасителя, но в русском искусстве самостоятельные иконы Спасителя, представленного в рост, нечасты и, как правило, сопровождаются образами припадающих в молении святых.

Вероятно, первая икона или фреска Спаса с припадающими святыми и Ангелами с орудиями страстей была помещена над Фроловскими воротами Московского Кремля, впоследствии получившими название Спасских, в память о взятии Смоленска 1 августа 1514 г. Этот образ, видимо, ассоциировался с праздниками Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Креста Господня, на день которых (1 августа) и пришлось взятие Смоленска.

Очевидно, что образ не мог включать преподобных Сергия и Варлаама, так как чудо, послужившее основанием для помещения этих святых в композицию, произошло позднее - в 1521 г., когда к Москве неожиданно подошли объединенные крымско-казанские отряды под предводительством хана Махмет-Гирея. Великий князь Василий III Иоаннович укрылся в Волоколамске, ожидая подкрепления. В это страшное время, согласно «Повести о нашествии Махмет-Гирея», слепая старица Вознесенского монастыря видела, как уходят из Кремля повелением Господа и Его Пречистой Матери, разгневанных за грехи на жителей Москвы, русские святители, взяв с собой чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Покровителей города умолили вернуться преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Благодаря заступничеству святых Махмет-Гирей покинул Москву без боя.

Видимо, вскоре образ на Фроловских воротах был видоизменен: на нем были написаны припадающие к ногам Спасителя святые Сергий и Варлаам. Этот образ стал одной из самых чтимых московских святынь, а Флоровские ворота в 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича переименовали в Спасские, соответственно, и сама башня получила новое название. Едва ли не самое раннее описание этой надвратной иконы есть в сочинении Павла Алеппского о путешествии патриарха Антиохийского Макария в Россию в середине XVII в. После 1917 г. образ на Спасской башне был замурован. В 2010 г. при реставрации Спасских ворот стенопись с изображением Спаса Смоленского, которая считалась утраченной, была раскрыта и реставрирована.

Древнейший, датируемый серединой - третьей четвертью XVI в. образ Спаса Смоленского с этими преподобными находится в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. В кремлевском произведении сделан акцент на Искупительной Жертве Спасителя, отсюда изображение Ангелов с орудиями Страстей Господних; этот же смысловой оттенок несут текст на Евангелии и указующий жест Христа.

С конца XVI в. сюжет получает широкое распространение, но часто используется с существенными изменениями: на Евангелии помещаются разные тексты, состав припадающих и их позы варьируются, благословение Спасителя может быть обращено к молящимся подвижникам. Образы Спаса Смоленского, близкие иконе из Благовещенского собора, нередко размещались в местных рядах иконостасов и в них включались местночтимые святые, что особенно характерно для середины XVII в. Так, для местного ряда Успенской Богородицкой церкви Владимира была написана икона Спаса с благоверными князьями Александром Невским и Георгием Владимирским. В описи начала XVIII в. эта икона названа «образ Всемилостивого
Спаса».

Преподобный Варлаам Хутынский, Преподобный Сергий Радонежский, Христос, Православие, русская иконопись, Бог, Спаситель, икона, Христос Пантократор, Богочеловек, Иисус Христос, 17 век, Христианство, вера, Церковное искусство, Господь Иисус Христос, русская икона, Господь Вседержитель

Previous post Next post
Up