8 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, И ПЕТРА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО.
Dec 07, 2021 14:01
Священномученик Климент, Папа Римский. Фреска монастыря Дионисиат на Афоне. 1547 год. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука.
Священномученик Климент, Папа Римский. Мозаика Софийского собора в Киеве. XI век.
Священномученик Климент, Папа Римский. Фреска церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. 1390-е годы.
Священномученик Климент, Папа Римский. Русская икона середины XIV века.
Священномученик Климент, Папа Римский. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.
Священномученик Пётр, Архиепископ Александрийский. Фреска монастыря Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, Греция. XIV век.
Видение Святого Петра Александрийского. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Манасия (Ресава), Сербия. До 1418 года.
Священномученик Пётр, Архиепископ Александрийский. Фреска церкви Святого Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония. Около 1376 года.
Священномученик Климент, Папа Римский. Мученичество Святого Петра, Архиепископа Александрийского. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово и Метохия, Сербия. До 1350 года.
Священномученик Климент, Апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима, родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и другие знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют Его Апостолы - вот куда влечет юного Климента.
Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем Христианства. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает Апостола Петра, принимает от него святое Крещение, становится одним из его ближайших учеников. Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного Апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он нашёл родителей. Надо ли говорить, что вся семья после этого приняла Христианство и стала проповедовать спасительное учение!
Незадолго до своей мученической кончины Апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти Апостола Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом был Апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для римских граждан, многие из которых стали последователями Христа.
Житие священномученика сохранило пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди Апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий - от рабов до членов императорской семьи. Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император повелел изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников Апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического (в Крыму), предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.
Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указал место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен храм, в котором он проповедовал.
В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его смерти. По молитвам его верных учеников - Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.
Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников - просветителей славян Святых Кирилла и Мефодия. Св. Кирилл считал, что священномученик Климент покровительствует его миссионерской деятельности и просвещению славянских народов. Как показало время, это действительно было так.
Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами Богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника - Апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия Солунских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в Риме впервые на Богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду! Ведь в Западной церкви в ту пору была распространена так называемая "трехъязычная" ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Кирилл умер вскоре после того, как пришёл в Рим. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана похоронили в церкви Св. Климента. Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей священномученика Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя священномученика Климента. Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси.
Имя Климент переводится с латыни как "милостивый".
Священномученик Петр (+ 311), архиепископ Александрийский, родился и вырос в Александрии. Был высокообразован, занимал должность начальника Александрийской школы. В 300 году он вступил в управление Александрийской Церковью, став преемником своего учителя и духовного наставника, блаженного епископа Феоны. Изгнанный из города во время преследования христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане, святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь.
Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей. В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий, отрицавший Божественное Естество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против него и отлучил еретика от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения, святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство ариева отречения и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение.
Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась. В 306 году святитель Петр председательствовал на Соборе, который осудил и низложил епископа Мелития Ликопольского, за что тот донес на Петра императору. Предвидя свой арест, святитель Петр пригласил достойнейших священников Ахилла и Александра, объявил им, что близок его конец, дал последние напутствия и назначил преемников. По приказу императора Галерия, святитель был схвачен и осужден на смертную казнь.
Множество людей собралось у входа в темницу, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли тайно от народа вывести на казнь. Темной ночью святой Петр cам вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен Святой Апостол Марк, а Голос с неба, который слышала одна святая дева в эту ночь, возвестил: "Петр - начало Апостолов, Петр (Александрийский) - конец александрийских мучеников." Это произошло в 311 году. Участвовавшие в казни воины сами уверовали во Христа.
Утром, узнав о кончине своего епископа, толпы людей направились к месту казни, взяли тело и голову мученика, принесли в церковь и, облачив в епископские одежды, посадили на время отпевания на горнем месте. При жизни святой Петр садился лишь на подножие его, потому что видел Божественный свет, окружающий горнее место, и не дерзал, по смирению, всходить на него.
Святой Петр, великий ревнитель Православия, известен и как глубокий богослов. Выдержки из его книги "О Божестве" зачитывались на Ефесском и Халкидонском Соборах.
Из слова о покаянии (περί μετανοίας), написанного в Александрии в 306 г., составлены 14 правил Церкви.
Видение Святого Петра Александрийского.
Когда в 311 году Святой Петр был арестован и заключён в тюрьму, то, согласно Синаксарю: "Христа яко Младенца на святом жертвеннице видев, в раздранну облеченна ризу, и глаголюща, яко Арий раздра ю".