ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНКИ В СИБИРИ

Nov 17, 2020 23:28

Этот мой текст уже опубликован на страницах Музея имени М.А. Врубеля в соцсетях (просто я работаю хранителем фонда скульптуры в этом музее, изучать экспонаты входит в мои обязанности и число удовольствий). Но возвращаться к чему-то в соцсетях очень сложно, культурный слой в ленте растёт очень быстро. Посему повторяю. А ко-то только сейчас и внимание обратит

Пролог - посвящение

Омск в этом году отмечает 100-летие Худпрома (Омского художественно-промышленного техникума им. М. А. Врубеля). Влияние этого учреждения на жизнь горожан проявляется до сих пор - стоят здания и монументы, экспонируются картины, хранятся книги, которые сделали худпромовцы - выпускники или преподаватели. Но один сюжет отличается от прочих. И пусть он послужит поводом, чтобы рассказать больше об истории бытования одного музейного предмета, о тех загадках, которые еще предстоит разгадать

Часть 1. Мы с вами где-то встречались…


[1]

В собрании Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля есть скульптура с необычной судьбой, мы называем её «Купальщицей» [1]. Омичи хорошо знают статую, потому что её растиражированный образ сопровождает нашу жизнь в пыльном сибирском городе, возможно, целый век. Обратимся к свидетельствам: в 1950-е годы она помогает скоротать время до рейса в здании аэровокзала [2]. Сейчас вы можете встретить её на улице Интернациональной в витрине антикварного салона [3], в ресторане на улице Либкнехта, в фойе Органного зала [4], в фойе Исилькульского дома культуры (правда с добавленной арфой) [5] и в других местах.


[2]

[3]

[4]

[5]

Часть 2. Флорентийка

На сайте флорентийской Галереи «Пеьетро Баццанти и сын» (Pietro Bazzanti e figlio) есть раздел со старинными фотографиями, на которых засняты интерьеры с изделиями мастеров галереи. По ним видно, как много образов девушек в романтическом духе создавалось в конце XIX - начале XX века. На одной фотографии мы видим нашу старую знакомую [6].


[6]

И действительно на нашей скульптуре есть сигнатура (подпись) «galleria P. Bazzanti Firenze» [7].


[7]

Галерея была основана в 1822 году, когда Пьетро Баццанти (1775-?) стал владельцем мастерской Луиджи Боццолини, основанной в 1815 году. Вместе с ним работал сын Никколо (1802-1869). В 1842 году Никколо Баццанти исполнил скульптуру из серии «28 выдающихся тосканских мужчин» для первой ниши в галерее Уффици. За многие годы предприятие семьи Баццанти заработало такой авторитет, что все последующие владельцы (с 1870-х Томсон, с 1930-х Бьяджоли, с 1960-го Маринелли) оставляли галерее старое название «Пеьетро Баццанти и сын».
Вторая половина XIX века: отгремели буржуазные революции, промышленность в связке с наукой преобразуют быт европейцев. Всё больше и больше людей могут позволить себе приобретать произведения искусства. Спрос рождает предложение. Галерея всё больше работает не под конкретный заказ, а на потенциального покупателя. В галерее работают начинающие, порой еще неизвестные скульпторы, которые копируют популярные произведения, пробуют собственные силы. Но даже свои оригинальные вещи им выгоднее продать под маркой галереи, чем подписывать своим именем.


[8]

[9]

Большим спросом пользуются образы молодых красавиц в романтическом духе. Их генеалогия восходит к мифологии, к образу Венеры. Но теперь Венера предстает в виде купальщиц, селянок, жеманниц, и нет им числа [8]. Разнообразию персонажей способствовал и стиль модерн с его интересом к передаче природной гармонии женского тела, чувственности и эмоциональности. Какие-то образы становятся образцовыми и идут в тираж. Так в галерее появилась гипсотека - собрание моделей [9].

Часть 3. Омичка


[10]

В фойе Органного зала стоит выкрашенная под бронзу копия нашей «Купальщицы» [10]. Как следствие можно услышать, что в Омск наша красавица попала благодаря скотопромышленнику Григорию Грязнову, украсившему скульптурой холл открытого в 1916 году кинотеатра «Кристалл-Палас». Владимир Николаевич Панасенков в статье «Фонтаны Омска в первой половине XX века», опубликованной в 9 номере альманаха «Омский краевед» за 2020 год приводит следующие факты. Скульптура девушки в фонтане была - «Амазонка», изготовил её военнопленный чех скульптор Франтишек Винклер. В 1990 годы при реконструкции зала кинотеатра «Художественны» скульптуру потеряли. И заменили слепком нашей скульптуры, который изготовил Георгий Павлович Шевченко. Интересно узнать, с чем работал скульптор - с формой оставшейся от прошлых копиистов, с другим слепком или с оригиналом. И почему-то уважаемый краевед называет скульптуру «Прибой». От мифов перейдем к фактам.


[11]

В 2019 году увидела свет книга «Пахарь. Сёрен Рефсгаард Рандруп - датский бизнесмен, живший в Сибири в начале XX века». Её авторам Перу Нильсену и Александру Киселеву помогала сотрудник нашего музея Ирина Григорьевна Девятьярова. Благодаря этому сотрудничеству нам стала известна фотография, на которой изображена Александра Михайловна Пяткова (1879-1929) - дочь сибирского купца, вторая жена Сергея Христиановича Рандрупа (1876-1935), владельца завода в Омске. На фотографии в интерьере дома мы видим знакомую скульптуру [11]. Так мы узнали, что этим потенциальным покупателем произведения из галереи Баццанти, кроме многих прочих, стала датско-сибирская семья. Александра Михайловна была активным участником художественной жизни и до замужества в Москве, и затем в Омске. Сама она рисовала акварели, а произведения из семейного собрания показывала на городских выставках. В воспоминаниях, написанных в Англии, она говорит о судьбе коллекции: «Когда произошла катастрофа, эти картины были национализированы и хранятся в художественном музее в Омске».

Часть 4. Наглядное пособие

Первым художественным музеем в городе Омске стал музей Худпрома. Организатор музея С. А. Пахотин добился того, чтобы национализированные художественные ценности передали в новое учебное заведение. Возможно, уже тогда статую девушки использовали для практических занятий по скульптуре. С неё могли снять форму, а затем для освоения литейной технологии многократно повторить в гипсе. Сама она, изготовленная из мрамора, хранилась в музее, но копии могли оказаться где угодно. Или, что еще более вероятно, после преобразования Худпрома в 1930-м году скульптура попала в возникшее в 1932 году товарищество «Художник», членами которого стали многие выпускники Худпрома. При товариществе были мастерские по производству художественных изделий для нужд населения и учреждений. И уже после войны, когда людям хотелось красоты, настоящей красоты, её растиражировали.

Часть 5. Экспонат

История Худпрома закончилась в 1930-м (окончательно в 1940-м) году. О том, что предметы музея учебного заведения достойны пополнить коллекцию художественного отдела областного музея, было понятно еще Фёдору Мелёхину - основателю нашего музея. Так или иначе, это произошло. В 1981 году предмет был поставлен на государственный музейный учёт.
Если отвлечься от истории бытования и посмотреть на предмет только с художественной точки зрения, что мы увидим? По мотиву и манере работа выполнена в духе времени, на потребу среднего вкуса, без глубоких смыслов, без провокации. По композиции \ хореографии и ремесленному исполнению работа выполнена на высоком художественном уровне. Такое искусство XIX века немецкий исследователь Цайтлер определил как искусство «неизвестного столетия»: многочисленное, недооцененное, неисследованное. Эта двойственность характеризует и данное произведение - вроде бы ничего такого, чтобы гордиться, но хороша же. Подлинная, подписанная, но безымянная. Опять же привычность её образа для омской публики: единственная в материале, но растиражированная. В итоге экспонату нашлась противоречивая музейная функция - быть не столько экспонатом, сколько украшением, встречать омского зрителя - в нише у гардероба в Генерал-губернаторском дворце. К несчастью произошло то, что произошло - статуя упала и разбилась на множество фрагментов [12].


[12]

В 2002 году стараниями музейного реставратора Александра Пирогова и его московских коллег-наставников А.С. Антоняна и Ю.А. Любченко наша красавица вернулась к жизни. Отчасти этот «несчастный случай» заставил переосмыслить художественные достоинства предмета, его культурное значение [13].


[13]

Часть 6. Девушка, а девушка, как вас зовут?

Получается - есть предмет, он проживает интенсивную, наполненную событиями жизнь, но до сих пор остаётся безымянным. Мы не знаем ни имени автора, ни авторского названия. Попытка обратиться к современным владельцам галереи ничего не дала. Они сослались на наводнения 1844 и 1966 годов, войны и пожары предыдущего века. Сохранилась ли гипсовая модель тоже не известно.


[14]

Очередная попытка сравнить данную работу с произведениями скульпторов (Чезаре Лапини (Cesare Lapini) 1848 - 1888; Гульельмо Пуги (Guglielmo Pugi) 1850-1915; Фердинадо Вичи (Ferdinando Vichi) 1875-1945), работавших на галерею Баццанти, дала результат. В марте 2020 года на сайте о продажах произведений искусств был выставлен предмет под именем Пьетро Баццанти (1842 - 1881) идентичный нашему [14] с более расширенной сигнатурой: «Prof Passani galleria P. Bazzanti Firenze» [15]. Под именем Пьетро Баццанти, родившегося в 1842 году, на сайтах выставляется множество безымянных предметов с сигнатурой галереи. Есть ряд скульптур, которые подписаны именем Пьетро Баццанти, но без упоминания галереи. Скорее всего, это сын Никколо Баццанти, внук основателя галереи Пьетро Баццанти, родившегося в 1775 году. Но известный факт, что галерею Никколо передал своему работнику Томсану, возможно более предприимчивому человеку, чем сын. К сожалению, в интернет-источниках все эти сведения смешались, и недоделанные атрибуции переходят из сайта в сайт.


[15]

Однако нам повезло, и сигнатура содержит имя автора Passani. Интернет дает нам информацию о двух братьях скульпторах с фамилией Пассани - Итало Америго (Italo Amerigo, 22 июня 1882, Каррара - 1963?) и Децимо (Decimo, 21 августа 1884, Каррара -30 октября 1952, Флоренция). Первый учился в Академии изящных искусств во Флоренции, второй был самоучкой. Первый 18 февраля 1923 избран почетным академиком, а 22 марта 1931 года стал членом-корреспондентом. Легко предположить, что именно Итало Америго Пассани был тем самым профессором, который слепил модель для галереи. Если удастся узнать, когда Пассани получил профессорскую должность, то станет понятна нижняя временная граница датировки нашей скульптуры. Верхнюю границу, можно предположить, исходя из возможности Рандрупов съездить в Италию и купить статую, а это 1914 год.
И про название - «Купальщица», «Прибой» или «Нимфа», как на сайте с аналогичным предметом? Классическая «Купальщица» Фальконе и многие вслед за ней отличаются характерным движением - взаимодействием с водой и одеждой. Постановка и движение нашей красавицы ближе к образу нимфы. Но почему бы нимфе не быть купальщицей.

Эпилог - благодарность

Скульптура могла задержаться во Флоренции, сам автор произведения или ремесленники-тиражники в галерее могли повторить её неоднократно (два варианта нам известны), и тогда бы она была одной из тех многочисленных скульптур, которые продаются на художественных аукционах. Экземпляры таких скульптур переходят от одного коллекционера к другому и обретают известность, их продолжают тиражировать. Отчасти наша красавица повторила эту судьбу, став популярной (привычной) в одном регионе - Сибири.

Теперь, уважаемые жители Омска, очень надеемся, что в очередной раз, когда вы повстречаетесь с этим образом прекрасной нимфы, вы вспомните имена замечательных омичей А.М. и С.Х. Рандруп, С. А. Пахотина, А.Л. Пирогова и, конечно же, имена флорентийцев - семью Баццанти и Итало Америго Пассини, вероятного автора этого произведения. А не вспомните, не беда, мы, сотрудники музея , расскажем вам эту историю еще и еще раз.
.

Омск, скульптура, Музей имени М.А. Врубеля

Previous post
Up