Скульптура на Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке

Sep 27, 2020 23:03

Сейчас невозможно представить Омск без скульптуры: мемориальная, монументальная, декоративная; мастеровитая и самодеятельная; круглая и рельефная скульптура из различных материалов встречается не только в центре, но и на окраинах. Но было время, когда её не было.
Следует отличать два множества - скульптуру в Омске (которая находилась или находится в Омске) от собственно омской скульптуры (которую создавали в Омске или ради Омска). Первое множество включает в себя второе. Важно знать, как появлялась и первая скульптура, и вторая.
Скорее всего, первыми скульптурными изображениями в городской среде стали архитектурные элементы зданий, а первым лепщиком - Михаил Иванович Бубнов. Эта лепнина, наверное, и есть первая собственно омская скульптура. Её функционал декоративный и, отчасти, статусный. Была ли она первой скульптурой в Омске, вряд ли, если иметь в виду частные собрания.
Итак, множество «скульптура в Омске» сложносоставное, каждое подмножество определяется особым аспектом.
Первый аспект - декор архитектуры, её функционал декоративный и, отчасти, статусный и просвещенческий. Стараниями Бубнова и мастерством Винклера Омск в начале века обрел своё скульптурно-архитектурное лицо.
Второй аспект - скульптура в частных домах омичей - не имеет общественно значимого содержания, хотя культурологически, безусловно, интересен. Но как его исследовать?
Третий аспект - мемориальная скульптура на кладбищах, памятники. Частная кладбищенская скульптура могла быть типовой, привозной. Если человек при жизни имел общественное значение, то и его могила могла стать местом коллективной памяти. А обозначить этот статус могла скульптура, типовая или оригинальная, привозная или изготовленная в Омске. Это тема для отдельного исследования. И здесь очень мало визуальных источников.
Четвертый аспект - скульптура в зданиях общественных учреждений. Здесь проявляются не только вкусы времени, но также официальная идеология и пропаганда. Больше всего свидетельств присутствия различной скульптуры в учреждении относится к Сибирскому кадетскому корпусу. О ней стоит поговорить отдельно, но в другой раз.
И самый очевидный пятый аспект в отношении скульптуры в городском пространстве - это монументальная и парковая декоративная скульптура. И, с определенной долей условности, можно предположить, что первый раз подобный опыт нахождения в городской среде рядом со скульптурой, подчеркну - в своём городе, омичи получили в 1911 году на Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставке (далее Выставка).
Фотоисточники про Выставку позволяют нам говорить о 11 скульптурных объектах: 1) фонтан с фигурами трех сирен и четырёх дельфинов (далее фонтан) на центральной площади; 2) сфинксы, шесть фигур (далее сфинксы) - по три по сторонам у входа в Научный павильон; 3) барельефы на пилонах Научного павильона (далее барельефы); 4) статуя Гермеса с младенцем Дионисом (далее Гермес) между Научным и Переселенческим павильонами; 5) статуя Сатира с кимвалами и ножной кастаньетой (далее Сатир) справа от театральной сцены; 6) статуя Венеры Милосской (далее Венера) слева от театральной сцены; 7) вазоны с барельефами у театральной сцены; 8-9) бюст женщины и бюст воина (далее бюсты) из камня уральских кустарей в одном из павильонов; 10) статуя Ермака внутри Научного павильона (далее Ермак); 11) павильон-веранда «Производство братьев Кузнецовых» с маскаронами под карнизом и фигурами 6 мужичков с корзинками внутри беседки (далее Павильон-веранда).

ФОНТАН
Здесь его еще строят, при этом явно в центре чаши на дне стоит какая-то статуя, не из тех, что появятся позднее. Осмелюсь предположить, что дельфины в наш город приехали, а фигуры сирен изготавливали в Омске. Изначальный замысел не был реализован.


источник

Так на другой фотографии мы, помимо Гермеса на переднем плане, видим еще одно состояние фонтана с симметричным высоким пока пустым пьедесталом.



источник

И наконец, появились сирены. Их лепка не профессиональная. Сначала я предположил, что их автор Бубнов Михаил Иванович. К этому времени он сделал кариатид для бани Коробейникова на перекрёстке Часовитинской (с 1937 Пушкина) и Непроезжей (с 1958 Пранова).
Но, как выяснилось, Владимир Николаевич Панасенков опубликовал в 9 номере альманаха "Омский краевед" за 2020 год статью "Фонтаны Омска в первой половине ХХ века". Получается, что "плачущий" (так его называли посетители выставки) фонтан создал одесский скульптор-декоратор Д.Л. Вейнберг.



источник

Табличка на одной из фотографий сообщает: Фонтан построен из цемента Вольского портланд-цементного завода Д. Б. Зейферт.



источник

СФИНКСЫ



источник

Египет в Омске это круто, впрочем, как и в Красноярске. Известный факт: архитектор Леонид Александрович Чернышев творчески переосмыслил проект с Выставки для музея в Красноярске. Здание построили в 1914 году, но без сфинксов. Без сомнения, павильон грандиозен сам по себе, но шесть фигур сфинксов завершают композицию, погружают в атмосферу. Можно не сомневаться, что задумал их архитектор Чернышев. В той же статье В. Н. Панасенков пишет, что сфинков сделал одессит Д. Л. Вейнберг. Другой вопрос - из какого материала они сделаны? Если бетон, то почему не сохранились хоть на какое-то время? В отличие от фигур фонтана, кажется, что их можно было бы перенести. Возможно, следует ответ поискать в газетах. Осмелюсь предположить, что это могло быть толстостенное папье-маше, в те времена хорошо справлялись с этой технологией. Хороший слой краски вполне мог защитить от непогоды.



фрагмент спереди



фрагмент сзади

Сфинксы есть на эскизе. Вдохновлялись, конечно же, сфинксами в Санкт-Петербурге. Только омские оказались более модерновыми, в стилистике всей Выставки. В Египетском стиле вообще много того, что было актуализировано модерном.



источник

Прослеживается композиционное влияние и на другие павильоны.

БАРЕЛЬЕФЫ



источник

На фотографии с незавершённым фонтаном и здесь мы видим незавершенные барельефы, что и позволяет говорить, что это не роспись, а скульптурное изображение. Скульптор барельефов и сфинксов скорее всего был один и тот же. Одинаковые фрагменты барельефов по-разному расположены на пилонах. Опять же встает вопрос о материале.



фрагмент, барельеф на правом пилоне



фрагмент, барельеф на левом пилоне

Содержание для научного павильона С\Х выставки подходящее - сельхоз работы древних египтян. От колыбели цивилизации путём науки к сибирскому процветанию дня сегодняшнего (1911 года, конечно).

ГЕРМЕС



источник

Это привезенная гипсовая копия известной античной скульптуры. Постамент в виде скалы был сделан отдельно.



прототип, источник



фрагмент фотографии с Выставки, источник

Статуя Гермеса оказалась долгожителем. Ещё в 1930-е годы он, уже с обломленными ногами и рукой, встречается в зооботаническом саду при краеведческом музее, о чем свидетельствует и фотографии, и "Омская правда" тех лет.



городской сад, источник



фрагмент



Газета !Омская правда", источник

САТИР



источник

Еще одна гипсовая копия античной скульптуры. Куда она подевалась после выставки, чьи сады украшала?



прототип, источник



фрагмент

ВЕНЕРА



источник

То, что это Венера Милосская даёт возможность увидеть фотография из альбома Выставки. Ни одной крупной фотографии пока встретить не удалось. Куда статуя подевалась после Выставки? Вопрос уместный, ведь Гермес же продолжил свою общественную жизнь в Омске.



прототип, выбирал специально с похожим ракурсом\силуэтом, источник



фрагмент

ВАЗОНЫ

Разрешение одной фотографии (с сатиром), позволяет увидеть, что вазоны наподобие античного кратера из Сосибии украшены рельефным изображением фигур людей в духе античности.



фрагмент, источник

Скорее всего оба вазона были одинаковые.

Подводя итог экстерьерной части Выставки, отметим два момента. Первое, все скульптуры располагались в центральной общественной зоне. Смотришь на фотографию, где в центр кадра попала одна скульптура, на заднем плане видишь другую. Второе, скульптура (даже своей гомеровской тематикой фонтан) отсылала к культурным, цивилизационным истокам.



панорама, где видны фонтан, сфинксы, Гермес и Венера, источник

Переходим к внутренним пространствам.

БЮСТЫ







источник

Бюст женщины и бюст воина (как я его с первого раза не увидел; а там под ним, возможно, еще один), вероятно из камня, изготовленные екатеринбургскими камнерезами. Много всяческих пресс-папье, но их мы определим по разряду ДПИ. Заметим, руками не трогать! Омичи приобщаются к принципам классического музея.

ЕРМАК



источник



прототип, я специально взял не оригинал, а тоже изделие из гипса, но не копию, а слепок с оригинала, почувствуйте разницу, источник

Перелепленный вариант скульптуры Марка Матвеевича Антокольского 1891 года. Автор этого упрощённого варианта не известен. На Выставке Ермак стоял в интерьере, занимая центральное положение в Научном павильоне. После Выставки он попал в интерьер Сибирского кадетского корпуса.



источник

После, как выяснилось благодаря И. Г. Девятьяровой, стараниями Сергея Андреевича Пахотина статуя Ермака попала в музей Худпрома.



источник

Сейчас в Омске определенно есть три других подлинных произведения Антокольского в собрании Музея имени М. А. Врубеля: бронзовый уменьшенный вариант Нестора Летописца и мраморный барельеф, с изображением сына Льва на смертном одре, бюст дочери Самуила Полякова, но об этом в другой раз.

Так мы плавно перешли к еще двум аспектам бытования скульптуры. Шестой аспект - скульптура в музее. Седьмой аспект - скульптура в мастерской скульптора. Для освещения первой темы создают каталоги фондов. Вторая тема - тайна, которую приоткрывают выставки.
Но есть еще один, в нашем изложении восьмой аспект. Скульптура имиджевая, рекламная - аспект, который уместно вспомнить в связи с Выставкой 1911 года. К этому разделу следует отнести Павильон-веранду, где есть скульптура, изображающая человека, но она не самостоятельна, подчинена архитектурному замыслу и представительской задаче.

ПАВИЛЬОН-ВЕРАНДА

Павильон-веранда - не совсем интерьер, не совсем экстерьер. Маскароны, ясно, - декоративный архитектурный элемент. А вот лубочные мужички, сделанные, скорее всего, из дерева, не понятно про что. Из фотографии трудно понять, что же производили братья Кузнецовы.



источник

Помимо этой беседки, в этом аспекте, я выделяю три объекта, причем слово объект уже имеет и другое, современное значение - арт-объект.

ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ

Первый, конечно же, Эйфелева башня. Её продолжают повсеместно повторять по сей день. В нынешнем Омске где-то тоже есть, почему где-то, просто она кочующая. Но первая-то именно из вёдер на Выставке. Она связывает нашу Омскую Выставку со Всемирной выставкой в Париже 1889 года.



источник

ШВЕЙНАЯ МАШИНКА

Второй, громадная машинка Зингер, являющаяся фасадом павильона уважаемой фирмы.



источник

ПЕНЬ

Третий объект - громадный берёзовый пень - Павильон Переселенческой лесной организации. Это конечно не скульптура в классическом понимании, скорее архитектура, но средствами архитектуры в объёме изображен узнаваемый мотив.



источник

В завершении еще одно скульптурное изображение, связанное с Выставкой, которое мне попалось. Барельеф на памятном жетоне выставки, где изображены мать и отец (композиционно - мухинские рабочий и колхозница), показывающие сыну достижения прогресса и чудеса техники. И правда, ведь было на что посмотреть.



источник

Общий вывод - в деле эстетического воспитания горожан Выставка выполнила огромную работу планировкой, архитектурой, декором, скульптурой.

Карта нам в помощь. А за её создание спасибо nims55



источник
Также спасибо коллегам из ОГИК музея за сохранение артефактов, связанных с Выставкой, и всем прочим исследователям этой темы.
Я, конечно же, мог чего-нибудь не доглядеть, жду комментариев.

1911, Омск, скульптура, Выставка

Previous post Next post
Up