Сегодня в рамках Seattle International film festival посмотрела китайское кино The door. Суть сюжета: живет себе простой автомеханик Ченг с маленькими радостями в жизни. Например, прокатиться на Бентли, который он чинил, подвезти в этом Бентли случайно встреченную любовь юности, которая нынче известная модель. У механика есть жена и семейное горе: не получаются дети, несмотря на то, что ему врач сказал, что у него все в порядке, и жена говорит, что причина не в ней. И вот в один день он приходит домой и случайно находит заключение врача, выданное его жене, в котором говорится, что это она бесплодна. Когда жена возвращается домой, он ей закатывает скандал, обвиняя ее в том, что в юности она делала аборты и вот поэтому у них сейчас не может быть детей. Дальше мы видим, что он пьет в какой-то забегаловке. В этой же забегаловке кушает дедушка, у которого не оказалось денег заплатить за еду, и наш герой за него платит. Дедушка исчезает в тот момент, когда Ченг отвернулся, но на столе остается лежать ключ. Ченг возвращается домой, где оказывается, что жена собрала свой вещи и ушла. И вдруг Ченг обнаруживает, что за шкафом, в котором раньше висела одежда жены, есть дверь о существовании, которой он не знал. И ключ, который он взял в ресторане, подходит к этой двери. Ченг открывает эту дверь и проваливается в темноту. Дальше мы видим , что Ченг просыпается в огромной квартире, где он живет вместе вот с той любовью юности , которую подвозил в реальной жизни. Что он менеджер (видимо CEO) огромной компании, очень богат. Обнаружив это он накупает продуктов и бежит домой к своим родителям. А отец его вышвыривает из дома. Потом Ченг выясняет, что его мама умерла, а отец, видимо, косвенно считает его виноватым в этом, потому что ее сбила машина, когда она несла продукты отцу в больницу, а Ченг в это время был где-то в отпуске и родителям не помог. Ченг пытается адаптироваться к этой новой жизни, с трудом, он хочет назад. Но тут обнаруживается, что любовь его юности беременна. Он потрясен этой новостью, потому что видимо уже где-то смирился, что детей у него не будет. В итоге он находит нужную дверь и возвращается обратно в реальный мир. Интересно то, что настоящий мир цветной, а альтернативная реальность черно-белая. Вернувшись, он первым делом бежит к родителям где жива его мама, отец не сильно дружелюбен, но видимо у него характер такой. И вот начинается его жизнь на два мир, при этом больше времени он проводит в черно белом мире, потому что там у него родился ребенок и сама жизнь гораздо более комфортная, он научился управлять компанией. Все хорошо. Когда его ребенку уже 5 лет, то умирает его отец. А в настоящем мире родители по-прежнему живы. Но вот однажды вернувшись обратно в настоящий мир он обнаруживает, что дом, где находится дверь, собираются снести. И значит ему придется делать выбор: настоящий мир с родителями и другой мир, где у него сын и беременная вторым ребенком жена. И вот он мучается, не зная что выбрать. Создается впечатление, что он в итоге выбирает родителей, хотя фильм заканчивается неоднозначно. Ченг сидит перед открытой дверью, за окном уже ездят бульдозеры и дом сейчас будут сносить. Он радостно смеется, как будто принял окончательное решение и смирился с ним, но на этом фильм закачивается и шагнул он в эту дверь или нет, предоставлено решать зрителю самому.
Я так понимаю, что в азиатской культуре очень высок культ уважения к родителям и именно поэтому вот решили поднять такую проблему в этом фильме. Потому что это действительно нечеловеческий выбор, никогда больше не видеть родителей или никогда не видеть детей.
Например, выбор, которые делали советские иммигрирующие евреи, которые уезжали с детьми, оставляя престарелых родителей в СССР. Ведь на тот момент СССР казался неразрушимой махиной, и многие считали, что они расстаются навсегда.
Эволюционно правильно выбирать детей, и я уверена, большинство родителей хотело бы, чтобы их дети выбрали внуков. Хотя не все же уезжали от родителей, были те, кто оставались в СССР, не в силах бросить родителей. Другой дело, что от детей они не отказывались, просто их еврейские дети оставались жить в антисемитском СССР.
Понятно, что фильм утрирует ситуацию, искусственно ее доводит до крайности когда выбор или/или. Но в гораздо более облегченном варианте, этот выбор и сделали все кто уехал сюда из уже из России. Ради более светлого собственного будущего и будущего детей, которые может уже были или только будут, в России оставлены родители. И не поймите меня неправильно! Я бы тоже уехала. Мне просто безумно повезло, что мои родители здесь. Что моим родителям не пришлось делать этот выбор, папина мама уже здесь жила, когда мы приехали, мамину маму мы привезли с собой, а папин папа приехал через полгода после нас. Но родители и другие пожилые родственники, оставленные в России, постепенно стареют, а мы этого не видим, нам кажется, что они должны оставаться такими же как 10-20 лет назад, а это совсем не так.
Хорошее кино в общем, заставляет думать.