Вчерашнее выступление Марины Львовны Петровой было интересно, но неоднозначно. Про иконы на башнях кремля, про которые не знал только обывтель, а "те кто нужно" знали всегда было интересно услышать. А историю с Барановским я так и не понял.
А вот про Грабаря мне уже лет 10 назад рассказывал в том же ключе экскурсовод в Великом Устюге, про загубленные фрески и иконы, И именно от него я впервые услышал это прозвище.
Сегодня поском в интернете:
"И.Э.Грабарь - знаменитый создатель первой многотомной "Истории русского искусства" - всегда был удачлив и осторожен. Один из лидеров художественного объединения "Мир искусства", объявленного в сталинское время "вершиной упадничества и декадентства", он закончил жизнь лауреатом и первым в истории СССР искусствоведом-академиком. Ради науки и "себя в науке" он был готов на многое. Именно Грабарь пошел против воли Павла Третьякова, завещавшего оставить в неприкосновенности собранную им галерею, и устроил экспозицию по последнему слову искусствоведения. В 20-е годы он возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся конфискацией картин из усадеб и икон из монастырей, и создал современную школу реставрации в России.
Неуемное честолюбие и многообразные таланты сделали этого человека ключевой фигурой художественной жизни советской России. В первые годы революции его "охранной грамотой" была дружба с женой Троцкого Натальей Седовой, с которой он познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. После победы Сталина эта близость стала смертельно опасной, и многие считали Грабаря конченым человеком. Но не случайно современники прозвали его Угорь Обмануилович Гробарь. В самом начале сталинских чисток Грабарь неожиданно ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет был прост: дочь Сталина тоже назвали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она."
Оригинал статьи
тут