О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ РЕКОНСТРУКЦИИ гор. МОСКВЫ (1935 г.)

Jun 28, 2010 16:54


Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б)

Стихийно развивавшаяся на протяжении многих веков Москва отражала даже в лучшие годы своего развития характер варварского российского капитализма. Узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, загроможденность центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта - мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства.
ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают, что на основе решений июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. широко развернуты работы по реконструкции городского хозяйства Москвы, благодаря чему жизненные условия трудящихся города значительно улучшены, - строительство метрополитена и канала Москва-Волга, расширение важнейших центральных улиц и площадей, сооружение гранитных набережных и усовершенствованных мостовых, общественных, жилых домов и школ, фабрик-кухонь и столовых общественного питания, заводов механизированного хлебопечения и холодильников, развитие теплофикации и упорядочение снабжения населения топливом, рост водоснабжения, улучшение дела очистки города и т. д.
Огромные работы по реконструкции городского хозяйства Москвы, производимые в настоящее время, еще больший размах этих работ в ближайшем будущем придают твердому плану застройки города исключительное значение, ибо широкое развертывание строительства Москвы без единого плана может в дальнейшем чрезвычайно осложнить жизнь и переустройство города.
ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают проекты сохранения существующего города, как законсервированного музейного города старины, с созданием нового города за пределами существующего. ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают также предложения о сломке сложившегося города и постройке на его месте города по совершенно новому плану. ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей. Важнейшими условиями этой перепланировки являются: правильное размещение жилых домов, промышленности, железнодорожного транспорта и складского хозяйства, обводнение города, разуплотнение и правильная организация жилых кварталов с созданием нормальных, здоровых условий жизни населения города.
ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что во всей работе по перепланировке города должно быть достигнуто целостное архитектурное оформление площадей, магистралей, набережных, парков, с использованием при строительстве жилых и общественных зданий лучших образцов классической и новой архитектуры, а также всех достижений архитектурно-строительной техники. Холмистый рельеф Москвы, Москва-река и Яуза, разрезающие город в разных направлениях, богатейшие парки города - Ленинские горы, парк им. Сталина, Сокольнический парк, Останкинский, Покровско-стрешневский с Химкинским водохранилищем, - все это позволяет объединить все разнообразие отдельных частей города, создать подлинно социалистический город.

Исходя из этого, ЦК ВКП(б) и СНК СССР постановляют:
Утвердить следующий генеральный план реконструкции г. Москвы на 10 лет и на ближайшие 3 года, представленный московскими организациями.

I. Планировка г. Москвы

1. При определении размеров и планировке территории г. Москвы исходить из постановления июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. о нецелесообразности создания городов-гигантов с нагромождением большого количества предприятий в сложившихся крупных городских центрах и недопустимости строить в дальнейшем новые промышленные предприятия в г. Москве.
В соответствии с этим ограничить пределы роста г. Москвы и принять в основу расчетов роста территории города численность городского населения примерно в 5 млн. человек, с полным обслуживанием бытовых и культурных потребностей этого населения (жилища, городской транспорт, водоснабжение и канализация, школы, больницы, торговая сеть, столовые и т. д.).

2. Ввиду того что территория г. Москвы в современных границах (28,5 тыс. га) переуплотнена застройками в отдельных частях города, перенаселена и не обеспечивает нормального размещения растущего населения города, признать необходимым постепенное расширение территории города до 60 тыс. га.
Расширение территории г. Москвы произвести в первую очередь за счет прилегающих к городу с юго-западной стороны земельных площадей, расположенных за Ленинскими горами вдоль Москва-реки от Кунцево до Ленино (бывш. Царицыно), площадью в 16 тыс. га, как наиболее здоровой для жилья, высокой и удобной по расположению пригородной территории.
Приступить к постепенной застройке нового юго-западного района с проведением водопровода, канализации и других коммунальных предприятий по обслуживанию населения. Построить к концу десятилетия в этом районе новые жилые дома площадью в 1 млн. м2.
Кроме того расширение территории г. Москвы производить также за счет земельных площадей, расположенных:
а) в восточной части города, в направлении:
Измайлово, площадью около 2 445 га,
Перово-Кусково, площадью около 2 400 га;
б) в юго-восточной части города, в направлении:
Текстильщики, расположенные между Рязанским шоссе и г. Люблино, площадью около 2 730 га,
Люблино, площадью около 1 635 га,
Новинки-Ногатино, площадью около 815 га;
в) в западной части города, в направлении сс. Терехово, Мневники, Хорошево, Щукино, площадью 1 700 га;
г) в северо-западной и северной частях города, в направлении Тушино, Захарково, Авиогородок, Ховрино, Лихоборы, Медведково и др., площадью около 3100 га.

3. Закрепить за г. Москвой все намеченные по генеральному плану для городской застройки пригородные территории, как резервные земли города, подлежащие включению в городскую черту по мере их освоения застройкой. Подчинить в административном отношении все населенные пункты, находящиеся на этих территориях, Моссовету и обязать Моссовет ввести немедленно те же правила отвода земельных участков для застройки этих территорий, какие установлены для Москвы, а также принять практические меры к охране зеленых насаждений и санитарному надзору на этих территориях.
Поручить Моссовету и Мособлисполкому совместно с Наркомземом в трехмесячный срок определить точные границы и порядок присоединения к городу резервируемых за г. Москвой территорий и предложения по этому вопросу внести на утверждение СНК СССР.
За пределами этой территории создать лесопарковый защитный пояс в радиусе до 10 км, состоящий из равномерно расположенных крупных лесных массивов, берущих свое начало в загородных лесах и служащих резервуаром чистого воздуха для города и местом отдыха для населения. Приступить к соединению этих зеленых массивов зелеными полосами с центром города по следующим направлениям: а) от Сокольнического и Измайловского зеленых массивов - по берегам Яузы; б) от Ленинских гор и парка им. Горького - вдоль набережной Москва-реки; в) от Останкинского зеленого массива - по Самотеке и Неглинной. Помимо крупных массивов зелени на территории города, приступить к образованию новых районных парков и бульваров.
Привести в полный порядок, с планировкой и благоустройством, городские бульвары Садового и Бульварного кольца, парк Ленинских гор, Измайловский парк им. Сталина, Сокольнический парк им. Бубнова, Краснопресненский, Останкинский парки и парк Покровское-Стрешнево с расширением его и включением в его состав Химкинского водохранилища.

4. Для обводнения города максимально использовать волжскую воду, поступающую в результате сооружения канала Волга-Москва, для чего создать два водных кольца: одно от Клязьминского водохранилища по Восточному каналу через Измайловский парк, Текстильщики, Южный порт у Кожухово по Москва-реке к Химкинскому водохранилищу, другое - внутригородское, получаемое в результате сооружения Северного внутригородского капала, соединяющего Химкинское водохранилище с рекой Яузой до Москва-реки.

5. Превратить набережные Москва-реки в основную магистраль города с облицовкой берегов реки гранитом и устройством вдоль набережных широких проездов-улиц со сквозным на всем их протяжении движением.
Закончить постройкой к концу 1938 г. гранитные набережные вдоль берегов реки Москвы в черте города от Шелепихи до Кожухово (46 км, не считая 18 км уже построенных и строящихся в 1935 г.) и устроить асфальтированные проезды-улицы вдоль этих набережных с доведением их ширины до 40-50 м.
Покрыть в течение трех лет гранитными набережными берега водоотводного канала на протяжении 8 км (включая строящиеся набережные в 1935 г.) с устройством асфальтированных проездов-улиц, с доведением их ширины до 25-30 м.
Построить в течение трех лет набережные вдоль берегов реки Яузы на протяжении 20 км и устроить вдоль набережных асфальтированные проезды-улицы шириною 25-30 м.
Развернуть застройку в ближайшие 3 года домами и архитектурно оформить Краснопресненскую, Смоленскую, Дорогомиловскую, Бережковскую, Причальную, Котельническую, Новоспасскую и Ростовскую набережные и в течение последующих лет десятилетия все остальные набережные Москва-реки, водоотводного канала и часть набережных реки Яузы от ее устья до Садового кольца.
Спланировать и очистить от мелких построек к 1937 г. территорию Лужников.
Снести к 1938 г. мелкие строения на стрелке водоотводного канала для постройки на этом месте монумента спасения челюскинцев с соответствующим оформлением участка.
Провести работу по дренажу, укреплению берегов и распланировке территории Ленинских гор.
Ввиду того, что набережные Москва-реки и Яузы после обводнения и облицовки их берегов гранитом, а также проведения асфальтированных проездов станут лучшей по удобству для жизни частью города, застройку их производить только жилыми и общественными зданиями.

6. Принимая в основу планировки города исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц, дополнить ее системой новых улиц, разгружающих центр от движения и позволяющих установить прямую транспортную связь районов города между собой без обязательного проезда через центр города.
Исходя из этого, параллельно набережным создать новый проспект, идущий от площади им. Дзержинского к Дворцу советов и Лужникам и далее, по специально сооружаемому мосту с эстакадным подъездом к нему, через Москва-реку и Ленинские горы в новый юго-западный район.
Для продолжения начатых работ по пробивке проспекта по направлению к Дворцу советов расширить в 1936 г. улицу Волхонку на отрезке между улицей им. Фрунзе и Антипьевским переулком и к 1937 г. снести жилой квартал, выходящий на фасад заканчиваемой к этому времени строительством гостиницы Моссовета. Снести к моменту сооружения Дворца советов все промежуточные здания между Моховой и Манежной улицами, а также между Волхонкой и Б. Каменным мостом. Предопределить застройку проспекта зданиями правительственных учреждений, а также зданиями общественного и научного характера.

7. Красную площадь расширить вдвое, а центральные площади - им. Ногина, им. Дзержинского, им. Свердлова и Революции - в 3-летний срок реконструировать и архитектурно оформить.
Территорию Китай-города освободить от существующей мелкой застройки, за исключением отдельных крупных сооружений, и вместо них построить несколько монументальных зданий государственного значения.
Высокий холмистый берег (Зарядье) освободить от мелких построек с сооружением на этом участке монументального здания Дома промышленности и с оформлением сходов к реке.

8. В целях облегчения передвижения как транспорта, так и пешеходов приступить к выпрямлению и расширению существующих основных радиальных и кольцевых магистралей с доведением их ширины не менее чем до 30-40 м. Расширение улиц произвести за счет сноса некоторых зданий и немедленной ликвидации клумб и газонов па улицах, а на некоторых улицах также и деревьев, насаженных вдоль улиц, сужающих проезжую ширину улиц и мешающих движению (например на Мещанской, Каляевской, Дорогомиловской, Тульской и др.).
На всех пересечениях колец с радиальными магистралями произвести сломку торцовых зданий, закрывающих выходы бульваров, и образуемые площади архитектурно оформить.
Развернуть в течение десятилетия работы по созданию трех сквозных, пересекающих весь город широких улиц путем соединения, спрямления и расширения ряда улиц и небольших проездов по следующим направлениям:
Первое - от Измайловского парка до Ленинских гор на новую юго-западную территорию с образованием на Ленинских горах центрального городского парка и с использованием по этой трассе Б. Черкизовской ул., Преображенской, Стромынки, Русаковской, Краснопрудной, Каланчевской, Кировской, Театрального проезда, Охотного Ряда, Моховой, Волхонки, Остоженки, Чудовки, Хамовнического плаца, ул. Б. Кочек и Лужников.
Второе - от Всехсвятского по Ленинградскому шоссе к заводу им. Сталина, с использованием по этой трассе - Ленинградского шоссе, ул. им. Горького, Кузнецкого Моста, Пушечной ул., Новой и Старой площади, улиц: Солянки, Яузской, Интернациональной, Радищевской, Б. Каменщиков, Крутицкого Вала, Симоновского Вала, Велозаводской ул. и Тюфелевого бульвара.
Третье - от Останкинского парка через Марьину Рощу, Рождественку, Китай-город, Балчуг, Б. и М. Ордынки, Люсиновскую, Земляную, Б. Тульскую на Серпуховское шоссе.

9. Реконструировать следующие, помимо центральных, городские площади с первоочередной их застройкой хорошими по архитектуре зданиями: привокзальные площади и подъезды к ним - Комсомольскую, Киевскую, Курского и Саратовского вокзалов, Савеловскую, Белорусско-балтийского вокзала, Крестовскую заставу, Арбатскую, Смоленскую, Советскую, Пушкинскую, Триумфальную, Сокольнического круга, Коммуны, Крымскую, Красных Ворот, Таганскую, Крестьянскую, им. 1905 года, Преображенскую, Октябрьскую, Добрынинскую и Калужскую заставы. При планировке и оформлении площадей обеспечить широкий проезд и предусмотреть выделение на площадях закрытых для проезда мест со стоянками для автомашин.

10. Одобрить в основном представленные МК ВКП(б) и Моссоветом регулятивные красные линии основных уличных магистралей, предусматривающие также в порядке регулятивном: а) пробивку новых радиальных улиц в восточной и юго-восточной частях города: улицу от площади им. Ногина к Проломной заставе, улицу от Яузских Ворот к заводу им. Сталина и улицу от Покровских Ворот к Курскому вокзалу; б) пробивку параллельных улиц к старым радиальным, плотно застроенным и перегруженным движением: Ново-Кировской и Ново-Арбатской.

11. Провести следующие новые кольцевые магистрали: а) Центрального полукольца по линии: Спасоглинищевского пер.-Б. Комсомольского пер.- Фуркасовского пер.-Кузнецкого Моста-проезда Художественного театра-ул. им. Огарева с выходом на Кропоткинскую площадь; б) продолжения бульварного кольца в 3амоскворечьи; в) нового бульварного кольца с использованием в основном трассы Камер-Коллежского Вала; г) нового паркового кольца, связывающего парковые массивы города: Останкино, Сокольники, Измайлово, Введенские горы, Ленинские горы, Лужники, Краснопресненский парк, Петровский и Тимирязевский парки.

12. Предусмотреть в перспективе в порядке регулятивном пробивку для разгрузки центра города от транзитного движения следующих улиц, связывающих по прямым направлениям узловые пункты и районы города между собой: а) магистрали, связывающей по прямой линии площадь Белорусско-балтийского вокзала с Комсомольской площадью; б) магистрали, связывающей по прямой линии площадь Белорусско-балтийского вокзала с площадью Киевского вокзала; в) магистрали, связывающей по прямой линии Комсомольскую площадь с Абельмановской заставой в Пролетарском районе; г) магистрали, связывающей по прямой линии Фрунзенский, Ленинский, Кировский и Пролетарский районы по линии Шелепиха-Октябрьская площадь-завод им. Сталина.
Поручить Моссовету в течение года, на основе утвержденных красных линий, разработать и утвердить детальные планы застройки улиц и площадей города, оформляемых в течение ближайших десяти лет.

13. Для нормального размещения пятимиллионного населения города и правильной организации жилого квартала установить следующие основные принципы застройки и заселения города: а) при планировке и застройке новых, а также при перепланировке нынешних московских кварталов вместо мелких кварталов в 1,5-2 га, плотно застроенных (на 50-60%) мелкими домами, изрезанных при этом большим количеством пересекающих магистрали переулков, - строить крупные кварталы в 9- 15 га; б) застройку кварталов производить небольшим количеством крупных домов, расположенных друг от друга на некотором небольшом расстоянии, для лучшего освещения и проветривания квартала; в) застройку территории города осуществлять из расчета постепенного снижения плотности заселения, которая, несмотря на среднюю плотность в 350 человек на 1 га жилого квартала, достигает в настоящее время в пределах Садового кольца 1 тыс. и более человек на 1 га жилого квартала, с доведением плотности в перспективе равномерно для всего города до 400 человек на 1 га жилого квартала. В отдельных, наиболее удобных и ценных для жилых зданий районах (например на набережных) плотность заселения может быть допущена до 500 человек на 1 га жилого квартала за счет повышения этажности домов; г) к постройке в Москве допускать жилые дома высотой не ниже шести этажей, а на широких магистралях и в пунктах города, требующих наиболее выразительного и парадного оформления (на набережных, площадях и широких улицах), более высокие дома в 7-10-14 этажей.

14. Для лучшего обслуживания населения города культурно-бытовыми учреждениями развернуть строительство сети школ, амбулаторий, столовых, детских садов, детских яслей, магазинов, физкультурных площадок и т. п. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР считают неправильным стремление к замкнутому размещению всех этих учреждений в каждом большом доме только для жильцов этого дома. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР считают, что школы, амбулатории, столовые, детские сады, детские ясли, театры, кино, клубы, больницы, стадионы и другие виды учреждений культурно-бытового обслуживания населения должны размещаться в центре ряда кварталов в расчете на обслуживание населения, проживающего не в одном, а в десятках домов.

15. В интересах правильной организации территории г. Москвы и обеспечения здоровых условий для жизни населения вывести постепенно из г. Москвы все опасные в пожарном отношении и вредные в санитарно-гигиеническом отношении предприятия, а также отдельные, большей частью мелкие предприятия, расположение которых мешает планировке улиц и площадей города.

16. Разгрузить город от сортировочных и технических железнодорожных станций с постепенным выводом их, а также внутригородских прирельсовых складов, за пределы города.
Соединить сходящиеся к Москве линии железных дорог тоннелями, построив в первую очередь тоннель, соединяющий линию Курской железной дороги с линией Октябрьской железной дороги.
Перенести часть линий Окружной железной дороги в направлении к юго-западу и юго-востоку от нынешней ее трассы, предусмотрев в будущем сооружение второй Окружной железной дороги за пределами города для полной разгрузки города от всех грузовых транзитных железнодорожных потоков.
Электрифицировать все движение в Московском железнодорожном узле и в первую очередь пригородное.
Поручить НКПС разработать в соответствии с этим план реконструктивных работ по Московскому железнодорожному узлу.

II. Строительство и реконструкция городского хозяйства Москвы

Осуществление установленного плана расширения, перепланировки и архитектурного оформления г. Москвы требует громадного строительства и реконструкции ее городского хозяйства, радикально улучшающего бытовые и культурные условия жизни населения города.
Утвердить следующую представленную МК ВКП(б) и Моссоветом программу строительства и реконструкции городского хозяйства г. Москвы на десятилетний период (1936-1945 гг.) и на ближайшие три года (1936-1937-1938 гг.):

1. Жилищное строительство в Москве в течение десятилетия определить в объеме 15 млн. м2 (около 2 500 домов), из них в течение ближайшего трехлетия - в объеме 3 млн. м2 (около 500 домов), в том числе:
в 1936 г.            800            тыс. кв. м
в 1937 г.            1 000            ,, ,, ,,
в 1938 г.            1 200            ,, ,, ,,
Установить, что не менее 25% этой программы жилищного строительства должно быть осуществлено силами и средствами Московского совета.

2. Построить 6 новых гостиниц на 4 тыс. номеров и кроме того в ближайшие 3 года закончить строительство гостиницы Моссовета в Охотном Ряду с надстройкой Гранд-Отеля и достроить вторую очередь гостиницы на площади Киевского вокзала.

3. Увеличить к концу 1938 г., наряду с дальнейшим развитием строительства метрополитена, московский внутригородской пассажирский транспорт в следующих размерах: количество вагонов трамвая до 2 650 шт., количество троллейбусов 1 000, количество автобусов 1 500, количество такси 2 500.
Построить новые пассажирские трамвайные линии в течение десятилетки на протяжении 400 км, в том числе за трехлетие 100 км.
В связи с развитием метро, автобусного и троллейбусного движения в центре города, считать необходимым снять с наиболее напряженных улиц трамвайное движение с перенесением его на окраинные улицы города.

4. Ликвидировать разнотипность замощений на проездах-улицах и между линиями трамвая, применяя сплошное асфальтирование улиц, за исключением подъемов, где допускать замощение брусчаткой небольших размеров и клинкером. Уложить все трамвайные пути в черте города на прочные основания: бетонные и щебеночные. Замостить в течение 10 лет 10 млн. м2 улиц и площадей г. Москвы усовершенствованными мостовыми, с тем чтобы полностью все улицы и площади города покрыть асфальтом. В течение ближайших 3 лет замостить усовершенствованными покрытиями 2,5 млн. м2 улиц и площадей Москвы.
Установить, что замощению улиц г. Москвы усовершенствованными покрытиями должно, как правило, предшествовать строительство водостоков.

5.  Для улучшения связи между районами, расположенными по обеим сторонам Москва-реки, и для обеспечения возможности сквозного прохождения по Москва-реке больших волжских судов построить в течение десятилетия 11 новых мостов на высоте уровня Бородинского моста (до 8,6 м над уровнем воды при отметке 120) и 3 моста реконструировать путем подъема на тот же уровень.
Из указанных мостов построить к началу 1938 г. взамен ныне существующих 4 новых моста через Москва-реку: 1) Большой Каменный, 2) Крымский, 3) Москворецкий и 4) Краснохолмский и три моста через водоотводный канал: 1) М. Каменный, 2) Чугунный и 3) М. Краснохолмский мосты. К атому же сроку поднять существующие на Москва-реке мосты: 1) Устьинский, 2) Новоспасский и 3) мост МББ ж. д.
На новых местах построить следующие мосты: 1) мост от Лужников на Ленинские горы с эстакадным подходом для соединения нынешней территории города через Лужники с новой юго-западной территорией, 2) два моста через Москва-реку и водоотводный канал для продолжения бульварного кольца от Дворца советов в Замоскворечье, 3) мост через Москва-реку для соединения Пролетарского района с Кировским, 4) мост взамен существующего Даниловского деревянного у завода им. Сталина.
Построить Крестовский, Остаповский, Митьковский и Ленинградский путепроводы. Строительство Крестовского путепровода закончить в 1938 г.

6. Для обводнения реки Яузы и других водоемов города осуществить следующие работы: а) построить к 1939 г. в северной части города канал для соединения Химкинского водохранилища с рекой Яузой, который вместе с Яузой создаст внутригородское водное кольцо; б) расширить русло реки Яузы до 20-25 м; в) очистить, привести в порядок и обводнить все имеющиеся на территории города пруды.

7. Для своевременной подготовки московского водопровода к приему волжской воды и подачи ее населению немедленно развернуть строительство Сталинской водопроводной станции на волжской воде с доведением ее мощности в 1937 г. до 25 млн. ведер в сутки, а в 1938 г. - до 50 млн. ведер. В последующие годы построить Северную станцию на волжской воде мощностью в 50 млн. ведер в сутки и Пролетарскую станцию на юго-востоке города мощностью в 25 млн. ведер в сутки. Общую мощность московского водопровода к 1945 г. увеличить до 180 млн. ведер воды в сутки, а к 1939 г. до 106 млн. ведер.

8. Для ликвидации имеющегося в настоящее время отставания московской канализации от достигнутого уровня водоснабжения, а также для развития канализации, в соответствии с установленным ростом водоснабжения, - осуществить следующие работы: а) мощность канализационных каналов, отводящих канализационные воды на очистные сооружения, увеличить к 1945 г. до 120 млн. ведер в сутки, а к 1939 г. - до 90 млн. ведер; б) увеличить общую мощность очистных сооружений к 1945 г. до 100 млн. ведер, а в течение ближайших 3 лет - до 62 млн. в сутки.

9. Важнейшей задачей реконструкции городского хозяйства Москвы является ее теплофикация - основное средство для высвобождения города от дальнепривозного топлива, для рационализации ее теплового хозяйства и дальнейшего повышения электроснабжения города.
ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают необходимость увеличения мощности теплофикационных станций к 1945 г. до 675 тыс. кВт вместо существующих 89 тыс. кВт.
К началу 1939 г. теплофикационную мощность московских станций увеличить до 275 тыс. кВт за счет строительства к этому сроку Сталинской ТЭЦ в 100 тыс. кВт, Фрунзенской ТЭЦ - до 50 тыс. кВт, ТЭЦ завода им. Сталина - до 25 тыс. кВт, ТЭЦ ВТИ в 1936 г. - до 64 тыс. кВт и 1-й МГЭС в 1937 г. - до 24 тыс. кВт.

10. Учитывая недостаточность мощности существующего в Москве газового завода для удовлетворения самых неотложных нужд города, обязать НКТП, путем развития дальнего газоснабжения Москвы, обеспечить подачу газа в город к 1945 г. до 600 млн. м3 в год. Впредь до кардинального разрешения вопроса газоснабжения Москвы считать необходимым, наряду с увеличением мощности существующего газового завода, построить около Москвы и ввести в эксплуатацию к началу 1938 г. коксогазовый завод мощностью не менее 200 млн. м3 газа в год с одновременной выработкой кокса для нужд промышленности Москвы и Московской области.

11. Приступить с 1936 г. к реконструкции подземных устройств г. Москвы путем укладки телефонного, телеграфного, осветительного, силового кабелей, газовых и водопроводных труб в единый коллектор, позволяющий без раскрытия мостовых контролировать, регулировать и ремонтировать эти сооружения.

12. Построить в Москве за десятилетие 530 школьных зданий и в ближайшие три года - 390 школьных зданий.
Построить за десять лет не менее 17 больниц и 27 диспансеров, в том числе в течение ближайших трех лет 6 больниц и 3 диспансера.

13. Построить в Москве в течение десяти лет для культурного обслуживания населения: а) 50 кинотеатров, в том числе 5 кинотеатров в ближайшие три года; б) 3 дома культуры, детский дом культуры и 7 клубов.

14. Имея в виду неуклонный рост советской торговли, общественного питания и материального положения трудящихся, установить необходимость строительства: а) 9 крупных универсальных магазинов, из них 2 в течение ближайших трех лет; б) 5 холодильников емкостью всего на 50 тыс. т, из них 2 холодильника в течение ближайших трех лет; в) капитальных овощехранилищ под землей емкостью на 600 тыс. т хранения картофеля и овощей, из них на 150 тыс. т в ближайшие три года; г) 3 элеваторов емкостью 175 тыс. т, из них один элеватор в 1937 г.; д) 6 хлебозаводов, из них один к 1937 г.; е) 5 крупных фабрик для заготовки полуфабрикатов столовым общественного питания; в том числе 3 в течение ближайших трех лет.

15. Для разгрузки центра города от грузового движения вывести базисные склады из пределов Китай-города и Бульварного кольца.

16. Для выполнения принятой программы реконструктивных работ по г. Москве, связанных со сносом домов и переселением живущих в них, обязать Моссовет создать специальный маневренный жилой фонд в 100 тыс. м2.

17. Для обеспечения в строительстве и планировке Москвы твердой дисциплины и полного соответствия застройки территории утвержденному генеральному плану города установить: а) строительство на территории г. Москвы и резервированной за городом территории, вне зависимости от ведомственной подчиненности, может производиться лишь с разрешения президиума Московского совета, под его контролем и с точным выполнением требований Моссовета; б) всякого рода строительство на территории г. Москвы может допускаться лишь при условии утверждения или согласования с Моссоветом планов застройки и архитектурных проектов этого строительства.

18. Одобрить в основном представленный МК ВКП(б) и Моссоветом проект постановления о правилах и порядке застройки г. Москвы, поручив СТО уточнить его и внести соответствующие изменения в действующее законодательство по этим вопросам.

19. Все предусмотренные генеральным планом Москвы реконструктивные работы на десять лет (1936-1945 гг.) и на ближайшие три года (1936-1937-1938 гг.) внести в соответствующие годовые и пятилетний планы.
Поручить Госплану СССР совместно с МК ВКП(б) и Моссоветом определить размеры ассигнований, сроки и очередность выдачи денежных средств и материальных фондов, необходимых для осуществления плана работ, предусмотренных настоящим постановлением, и внести на утверждение ЦК ВКП(б) и СНК СССР.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) подчеркивают, что задача партийных и советских организаций Москвы состоит не только в том, чтобы выполнить формально план реконструкции г. Москвы, но прежде всего в том, чтобы строить и создавать высококачественные сооружения для трудящихся, чтобы строительство столицы СССР и архитектурное оформление столицы полностью отражали величие и красоту социалистической эпохи.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) уверены, что московские большевики, советские организации, инженеры, архитекторы и рабочие-строители, показавшие уже немало образцов высококачественной работы, сумеют с честью выполнить возложенные на них задачи.

Председатель СНК СССР   В. МОЛОТОВ
Секретарь ЦК ВКП(б)   И. СТАЛИН
16 июля 1935 г.

Москва, документы

Previous post Next post
Up