Мастер и Маргарита

Feb 02, 2024 23:57

Смотрел дня три или четыре, с перерывами - потому что надо было отдохнуть и подумать. Перед просмотром и в начале его было сопротивление. Теперь, скорее - одобрение. В фейсбуке много отзывов, ниже привожу наиболее совпадающий с моими ощущениями (не во всём, но это нормально). От себя, возможно, напишу позже. Надо дождаться не пиратской копии и просмаковать все нюансы.

Итак, пишет Ольга Васбейн:
"Сегодня второй раз посмотрела МиМ, внимательно рассмотрела все детали и поразилась, как же строго и стройно сделан фильм. Режиссёр сознательно жертвует всем "жиром" романа, отказываясь от самых эффектных сатирических сцен, ото всей комической составляющей, связанной с приключениями свиты Воланда и сосредоточившись на главных темах - художник и власть, любовь и творчество.
Причём, за время, прошедшее с момента выхода фильма на экраны, к его реальностям прибавилась ещё одна, связанная с травлей его режиссёра Михаила Локшина. Вряд ли авторы фильма об этом мечтали, но получился потрясающий сюжет. Режиссёр снимает фильм о Булгакове и - шире о писателе - которого травят, изгоняют ото всюду, подвергают принудительному лечению в психушке, сводят с ума и убивают, но до этого он успевает написать роман, в котором остаётся бессмертным вместе со своей возлюбленной. Маргарита (собственно, и у Булгакова так же) влюблена не столько в мужчину, сколько в его дар, и она интуитивно, но мгновенно понимает своё главное жизненное задание в том, чтобы помочь реализоваться этому дару. Неслучайно в их первую встречу герой рассказывает ей о замысле романа, и когда она приходит к нему в подвал, её первая фраза: пишете? И каждый раз она первым делом кидается читать продолжение. Мастер умирает, дописав, и завещав ей рукопись и обессмертив обоих. Маргарита - дочитав. Не Воланд распорядился их судьбой (в фильме он и в качестве немецкого профессора из первой реальности, и в качестве сатаны из второй только наблюдатель), а именно автор романа, творец той реальности, уничтожить которую не под силу никаким палачам и никаким стукачам. Кстати, о стукачах. В фильме совсем нет Иуды. Точнее его нет в римских сценах, но зато он в избытке представлен в первой реальности - в оборотнях-писателях на собрании, в критике Латунском (Дмитрий Лысенков), бароне Майгеле (Алексей Гуськов), Алоизии (Александр Яценко) . Как же узнаваема эта череда иуд насколько точны, их лапидарные портреты...
Станислав Белковский любит повторять, что человек живёт до тех пор, пока не исчерпано его жизненное задание. Локшин снял фильм не просто про любовь, а про людей, исполнивших своё жизненное задание, про талант как бессмертие... А тем временем продолжается травля Локшина, который снял фильм по травлю Булгакова, который написал роман про травлю Мастера... Дом, который построил Джек... А фильм всё равно существует. И, на мой вкус, он прекрасен во всех своих составляющих - образный ряд, работа художников, оператора, композитора - само вещество кино здесь живёт и дышит повсюду. И этого никто не сможет ни отменить, ни запретить, даже если каким-то уродам придёт в голову снять фильм с проката".

искусство лечит, сильные впечатления

Previous post Next post
Up