Очень часто родители не уделяют должное внимание психологической и физиологической готовности ребёнка к школе ребёнка. Я со старшими детьми тоже попала в эту "ловушку" и долго разгребала потом проблемы. Мне повезло, что вовремя появились люди, которые относительно быстро помогли мне это понять и разобраться. С младшими детьми, психологической готовности к школе, я уделяла намного больше внимания.
Психологическая подготовка
- важно дать ребёнку понять, что в школе существуют определенные требования
- важно уметь подчиняться правилам осознанно
- важно уметь контролировать своё поведение и эмоции
- важно уметь внимательно слушать и точно выполнять задания
Развитие идёт из точки покоя. Это очень важно понимать. Если ребёнок спокоен, то ему будет легко развиваться, обучаться. А если он в стрессе, то он тоже будет и обучаться и развиваться (дети без этого не могут), но менее эффективно.
Хорошие, доверительные отношения с родителем
Если у вас возникнут проблемы в школе, по каким либо причинам, то решать их будет легче , если уже есть хорошие отношения между взрослым и ребёнком. А возникнут ли проблемы в школе или нет, никто не может знать заранее. Проблемы могут быть и в хорошей школе с учителем, проблемы могут быть и у самого ребёнка из-за его личных особенностей. Проблемы могут даже возникнуть только потому, что мама ждёт ещё одного малыша. У ребёнка сразу стресс. Ситуаций для различного рода стрессов может быть тысячаи. Но решить их в разы легче, если есть доверительные, хорошие отношения с ребёнком. Если имеется авторитет взрослого и доверие ребёнка к взрослому ( родителю).
Pасскажу о некоторых проблемных ситуациях, "Почему не сбываются ожидания?". Ситуации из книги Безруких М. М. "Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться"
1. Психологическая неподготовленность. Толя.
"Толя любил «рассуждать», употребляя незнакомые слова, а при встречах с детьми любимым его занятием было спросить: «А ты знаешь, что такое…?». Если ребенок не знал (а в большинстве случаев не знал), Толя быстро делал вывод: «Мне с ним неинтересно, он ничего не знает». Не чувствовал Толя дистанции и в общении со взрослыми, ведь те взрослые, которые окружали его, полностью ему подчинялись.
Конечно, родители были уверены, что они хорошо подготовили ребенка к школе, и учительница осталась довольна им при приеме в школу.... Его невзлюбили, обзывали «профессором». То, что ему не давалось сразу, без особых усилий, не просто огорчало, а злило его, он отказывался от такой работы, сердился, плакал. Очень скоро школа стала «неинтересной», ребята «плохими», учительница «вредной». Школьные проблемы накапливались, и их причиной была не только недостаточная подготовленность ребенка, но и непонимание сложившейся ситуации со стороны взрослых."
2. Психологическая неподготовленность и неправильная мотивация, Антон.
"Антон знает историю русского флота (дедушкино хобби), прекрасно читает стихи («Я их много знаю»). Он ходит в изостудию, правда, рисовать не любит («Мама говорит, у меня абстрактные рисунки») и занимается английским («Английский мне тоже не нравится, учительница злая». - «Может быть, просто строгая?» - «Не знаю, может быть, но она почему-то всегда меня поправляет.»). Антон привык к всеобщему восхищению и критическое отношение к себе воспринимает как обиду..... Он не готов ни к общению со сверстниками, ни к требованиям школы и учителя (фактически он не готов к роли ученика, несмотря на то что очень хочет в школу), ни к сложностям учебной деятельности, в которой будут не только удачи, но и трудности, в частности, трудности письма...Родители сказали, что считали Антона одаренным, а был он обычным мальчиком, из которого родители очень хотели сделать вундеркинда, не учитывая самого главного, у Антона не было потребности знать то, чему его учили, у него не было самостоятельного выбора, поиска. Антон даже не был просто любознательным, он заучивал, зазубривал то, что ему давали. Основой мотивации была не его собственная потребность, а искусственно поддерживаемая родителями мысль об исключительности Антона. Вряд ли стоило вот так форсировать подготовку к школе, ориентируясь не на возможности ребенка, а на родительские амбиции"
3. Физиологическая незрелость. Девочка, 5 лет и 4 месяца.
«Я была потрясена,м- рассказывала учительница. - Ребенок так много знал, он мне и стихи читал, и сказки Ершова рассказывал, и считал. Привели девочку папа с мамой, совершенно уверенные в том, что их дочь вполне подготовлена к школе......Я видела, что ребенок не может сосредоточиться, очень быстро отвлекается, видела, что девочку больше интересовали игрушки, да и внешне она была очень маленькой, худенькой.... Уже в октябре мама пожаловалась, что у девочки пропал интерес к школе, она стала жаловаться на головную боль, усталость, на то, что в школе «трудно»….. А сейчас просто беда, девочка совершенно не осваивает программу по письму, не помнит, как пишутся многие буквы, пишет очень плохо, медленно, стала раздражительной, часто без причины начинает плакать».
#подготовкакшколе#школa#воспитание#отношения#когнитивноеразвитие #развитиедетей #психология#родителиидети