К слову о том, кто когда перестал верить в деда Мороза (и верил ли в принципе)).
Мне вот всегда казалась какой-то глупой эта придумка про доброго дедушку с мешком подарков. То ли я была таким циничным ребенком, то ли внутренняя мифология у меня уже тогда другая была, но всегда меня этот образ деда Мороза раздражал.
Помню, как ныла и капризничала, когда бабушка с дедушкой приглашали к НГ "деда Мороза и Снегурочку", а меня водружали на табуретку и побуждали читать стихи какие-то и отвечать на вопросы вроде кем я хочу стать, когда вырасту (конечно, кащейкой бессмертной, гы, ну или на крайняк змейгорыночкой).
Хотя и детство у меня было прекрасное, и елка дома каждый год, и подарки, и всякие новогодние представления (приходилось их терпеть ради последующих подарочных "пластмассовых домиков" с шоколадными конфетами, шоколад мне вообще-то было нельзя, но на праздники чуть-чуть можно)))
Вот в образ Морозко, который по настроению решает, "кого казнить, кого миловать", кого одаривать, кого до смерти заморозить - верю. В добродушного дедушку, приносящему подарки по расписанию - неа, нифига ни разу не верю. И в детстве не верила. И поскольку говорят, что каждому будет дано по вере его, значит это и есть мой символический контекст.
Ну а не так давно процитировали мне чудесный ремизовский отрывок про славянский образ зимнего божества - Карачуна (или Корочуна, написание разнится, как и Кощей/Кащей). И вот слушаю я и понимаю, что это стопроцентное попадание в мой образ "деда Мороза")
Царствует дед Корочун.
Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.
Звездные ночи, яркие, все видно в поле.
Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Корочун и ревет - не попадайся!
А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного - палкой, так что секнет надвое кожа.
На изменника - семихвостая плетка, семь подхвостников: раз хлестнет - семь рубцов, другой хлестнет - четырнадцать.
И сыплет и сыплет снег. (c)
Помню, когда-то в глубоком детстве катались мы с бабушкой и дедушкой на лыжах в лесу. Мы часто катались, ходить на лыжах в лес я очень любила. И вот осталась в памяти такая яркая вспышка-образ. Как будто призрачный сказочный терем где-то среди елей с высоким крыльцом, а на крыльце, облокотившись о перила, стоит и смотрит прямо на меня грозный лесной царь (отчего-то я была в этом абсолютно уверена, что лесные цари вот именно так и выглядят и никем другим этот человек/нечеловек быть не может))). Я потом еще миллион раз тянула бабушку/дедушку, маму/папу именно этой дорожкой, но образ не повторялся. Зато запомнила его на всю жизнь. Грозный лесной царь (или, как я бы теперь сказала, король мечей) - отточенные движения, ледяной взгляд и сама тайна.
Хотя, понятное дело, такого на новогоднюю елку к детишкам пригласить не всякий рискнет))) Это тебе не добрый дед с плюшевыми олешками))
This entry was originally posted at
http://dingoblues.dreamwidth.org/802034.html. Please comment there using OpenID.