Намедни слушали с папой оперу «
Доктор Атом» в Новой - произведение современного американского композитора Джона Адамса (либретто
Питера Селларса) об испытании атомной бомбы на полигоне в Нью-Мексико 16 июля 1945 года, главный герой - Роберт Оппенгеймер (баритон).
Опера произвела очень сильное впечатление не только из-за того что актуальность сюжета на фоне последних новостей просто зашкаливает (и поэтому, конечно, тоже), но в первую очередь из-за музыки - писали о влиянии Вагнера, но мне, кстати, показалось, что и Мусоргского - а также совершенно крышесносного
либретто, где смешаны рассекреченные протоколы, мемуары и петиции с «Бхагавад-гитой», индейскими песнями и строками из Бодлера.
В начале хор буквально
поет: «Была продемонстрирована устойчивая нейтронная цепная реакция, возникающая в результате ядерного деления; работают производственные установки нескольких различных типов, создавая запас взрывчатого вещества. Мы не знаем, когда произойдет первый взрыв и насколько он будет эффективен» и т.п.
Потом на несколько голосов
исполняют петицию, адресованную президенту США: «Атомные бомбы вполне могут быть эффективным средством ведения войны, но нападение на Японию не может быть оправдано, пока мы не объясним условия мира и не дадим им шанс сдаться».
Во втором акте очень мощный диалог: спор Оппенгеймера с
Эдвардом Теллером, который утверждает, что взрыв бомбы может запустить цепную реакцию, которая сожжет всю атмосферу Земли.
Опера завершается обратным отсчетом перед испытанием бомбы, в конце звучат голоса жителей Хиросимы...
Слушая, вспоминала, как мы ходили 6 октября 2023 года в Геликон на «Набукко», я слушала хор пленных иудеев - Va, pensiero - и думала, что никогда больше такое не повторится. Но никаких never again больше нет.