О лубке, фольклорном мышлении и «Машинуше»

May 28, 2008 09:17

…Вообще лубок занимает в народной культуре 18-го - 19-го столетий особое место. К сожалению, пока невозможно представить себе в полной мере масштабов влияния его на различные виды фольклорного и профессионального искусства. Лубочные картинки составляли «особую народную библиотеку», листки которой с конца 18 века «наподхват раскупаются простым народом, крестьянами и однодворцами.» Такие листки по-своему способствовали распространению грамотности.

Своеобразие райка и принципы отбора картинок раскроются полнее, если учесть, что панорама была, по сути дела, обозрением, устрой газетой, продолжая в некотором роде просветительскую и развлекательную роль. Раешники откликались на разные события внутри страны и за ее пределами, раскрывая перед зрителем «любопытства достойные явления» из области природы и разных сфер человеческой жизни.
В народном сознании 18 - первой половине 19 века «новость» - всегда сообщение о событии аномальном и странном. Носитель фольклорного мышления если и читает газету, то лишь в поисках «происшествий» и «странных» событий.
На протяжении полутора веков нетитулованный читатель и зритель не переставал изумляться и получать удовольствие от картинок, переводивших на язык живописи и рисунка невероятные события из московских и петербургских «Ведомостей». К наиболее старым и известным относятся многократно издаваемые лубки с видом извергающегося Везувия или персидского слона, который был впервые привезен в Россию при Петре Первом (затем в царствование Анны Иоанновны) и, наконец, в 1796 году и каждый раз собирал толпы любопытных («страшен был слона мне вид, хоть коврами он покрыт» - из подписи к картинки). Большой интерес вызывала у собравшихся и картинка, где было нарисовано пойманное в Белом море, близ Архангельска, в июле 1760-го года «морское чудовище» - кит, подобного коему, по утверждению газет и лубка, «никто в тамошних местах не слыхал и не памятует».
В 19 веке экзотика монстров, великанов и фантастических животных, «всего неслыханного и невиданного» была потеснена новостями иного плана: интересными становятся быт и нравы других народов, жизнь светского общества, достижения науки и техники. Приведем текст пояснения раешника к картинке с изображением железной дороги, которая в 1848-м году (Тогда вышли в свет «Рассказы косморамщика») казалась величайшим чудом века, пределом того, что может быть создано разумом и руками человека:

«Теперь вот посмотрите сюда, готова для вас новая езда. Не хотите ли повеселиться, по железной дороге в Царское прокатиться? Вот механики чудеса, пар вертит колеса - впереди бежит паровоз и тащит за собой целый обоз. Кареты, линейки и вагоны, в которых сидят разные персоны. В полчаса двадцать верст прокатили, вот и к Царскому подкатили! Стой! Выходи, господа! Пожалуй теперь в станцию сюда! Погодите немного, скоро будет готова и Московская дорога. Ну, теперь поедемте назад, уже пары свистят опять. Кондуктор зазывает, дверцы в вагоне отворяет. Садитесь скорей, господа, опоздаете - будет беда. Сейчас паровоз идет, тронулись… вот… Полетели стрелой! Дым валит из трубы полосой. Леса и деревни мелькают! В Питер обратно вот приезжают! Что, каково прокатились! И не видели, как очутились! Вот какова механики сила. Прежде вас кляча возила.»



Изображения железной дороги продолжали пользоваться в народе большим успехом вплоть до начала 20 века. Так с 1857 по 1894 год в семи разных мастерских было изготовлено одиннадцать вариантов, по сути дела, одной картинки, запечатлевшей вокзал, железную дорогу и паровозы с вагонами. Рисунки сопровождались обширным стихотворным текстом с интригующим началом: «Близ Красных ворот,/ Что налево поворот,/ Место чудо просветилось,/ Там диковинка явилась». Отдельные места стихотворения прямо перекликаются с приведенным приговором раешника:



… Там железная дорога,
Небывалая краса,
Просто диво, чудеса,
В два пути железных шины,
По путям летят машины,
Не на паре - на парах,
Посмотреть, так право страх.
Деньги лишь отдал на месте,
Поглядишь - и верст за двести
Очутился ты как раз
Через полчаса иль час.
Ну уж дивная лошадка!
Богатырская повадка.
Тащит тысячу пудов,
Словно как вязанку дров.
………………………….
И не даст мигнуть он глазом,
Как прикатит в Питер разом

Таки это я о чем… О лубке, фольклорном мышлении и «Машинуше» http://natalyushko.livejournal.com/332955.html

по материалфм опять таки Некрыловой

лубок, раёк

Previous post Next post
Up