До 15 марта в музее Лубка шла выставка Юрия Тюпина «Моя тихая Родина», на которую мы случайно успели. Чудесная… Огромные холмогорские дома-корабли, наполненные жизнью… Воспоминания о деревенском детстве…
Первым номером «Качели на Пасху»…
Потому, что зиму уже прогнали, весна вовсю и Пасха так скоро… Гулянье на Пасху всегда ассоциировалось в народе с качелями… А где их устроить в северной деревне, когда ещё распутица… Да на гумне, на сарае,- на повети… Как много было таких больших деревенских, сельскохозяйственных строений, которых мы теперь не видим, не знаем, и представить себе можем только по картинками или фотографиям… Благодаря Ю.Т. можно представить себе этот уходящий мирок.
«На дальнюю пожню»
Летом в Маэксе читали запоем Шукшина. «Любавиных»… А вот и иллюстрация, как по неделям сенокосил народ на дальних пожнях и сенокосах, как отправлялись туда целыми семьями с пожитками и всем необходимым, оставив дома только стариков или тех, кто будет «ходить за скотиной»…
«Северный дом «Хоромина»
Слышу, муж подзывает детей и вещает им про «дом со взвозом». А потому, что дома со встроенным гаражом покоряют мужское воображение в любые времена. Да. Были такие дома в русской деревне… И сейчас еще есть сколько-то… И мне кажется, что такие дома должны быть и в Пожарище, куда сейчас многие ездят на Троицкое заговенье…
Или вот такие:
Это «Родительский дом» художника.
«Моя тихая малая родина»
Такая бытовая картина … С банными вениками с той стороны, и сейчас такое можно увидеть…
«Встреча первого парохода» Май 1945 года.
А между тем еще колёсный… И после войны такие ходили…
«Река Пинега. Красогорский монастырь»
Что до меня, то трудно всегда себе представляла, как это можно корову или лошадь на лодке перевезти, да хоть бы и козу… Один раз правда видела такую сцену с мотоциклом и с печальным концом, - на середине озера мотоцикл пошел ко дну… А вот поди ж ты…
«Красный закат в северной деревне»
«На утренней зорьке»
Этим летом сын был на такой вот рыбалке, со всем причитающимся антуражем: лесное озеро, домик рыбаков, утро такое… Семья наших друзей из соседней деревни взяла его с собой «в ночное». На вопрос, когда они вернутся , ответили: «Дак к первой дойке, когда ж?» И правда, в пол-шестого сына уже вытряхнули из машины у нашей калитки и умчались… Козы не ждут))).
«1-е сентября 1950 года»
Честно говоря, эта - самая грустная. Всё меньше школ остаётся в древнях…
«Воскресный завтрак»
Какая идиллическая картина! Но, между тем, такие буфеты деревенской работы и такие столы, тяжелые, большие, с резными ногами-балясинами и посейчас в каждом доме. И у нас такие…
«С печки на полати»
Ну вот это я не пробовала, но, говорят, очень удобно… Честно говоря, хочется проделать это не в доме, а московской квартире, где, как не крутись, не жмись, - всё тесно…
В завершение, об авторе:
«Юрий Алексеевич родился в 1941 году в Холмогорском районе Архангельской области в небольшой деревеньке Угзеньга, которая раскинулась на берегу одноименной реки. Детство и юность художника пришлись на суровое послевоенное время, когда заниматься творчеством не было никакой возможности - основным делом был тяжелый крестьянский труд. Получив в 1964 году высшее техническое образование в Архангельском лесотехническом институте, будущий художник посвятил более чем сорок лет своей жизни работе на предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Тюпин взялся за кисть и краски только после выхода на пенсию, когда у него появилось свободное время для творчества. Лирические пейзажи художника - воспоминания детства, впечатления от нетронутой, девственно прекрасной природы северного края. Тюпин - один из немногих оставшихся поэтов деревни, его работы проникнуты светлым чувством радости крестьянской жизни. В этом мире сельскохозяйственные работы не только тяжёлое бремя, но и часть жизненного цикла, повседневной реальности человека. Масляная живопись Тюпина предлагает зрителю соприкоснуться с безвозвратно ушедшим миром северных сёл конца 50-60-ых годов. Художнику удаётся вместить просторы уходящего мира Севера на холстах небольшого формата.
Работы написаны лёгким свободным мазком, создающим мягкий колорит, прекрасно передающий прозрачность световоздушной среды. Простыми, лаконичными художественными средствами Тюпип изображает тонкие оттенки настроения, перемены погоды и времени суток, дуновение легкого ветерка и свежесть морозного дня.
Тоска по безвозвратно утраченному миру детства и юности - явный мотив творчества Тюпина, а его работы во многом перекликаются с произведениями классиков наивного искусства - Сарычева и Селиванова.
Эпиграфом к выставке были выбраны строки любимого поэта Юрия Алексеевича Тюпина - Николая Михайловича Рубцова, уроженца северного края. Поэзия Рубцова и живопись Тюпина сопоставимы по стилистике и тематике, связанной преимущественно с родным русским Севером, лирический взгляд Тюпина обладает творческой естественностью и внутренним масштабом.
Искусство Тюпина, как и другое наивное творчество, неотделимо от личности самого автора, человека незаурядного, «сделавшего» себя в спокойном движении собственного духа и труда. Его живопись сдерженна и спокойна; она не поучает, а повествует, описывает - в ней всё
уравновешено и гармонично. Так может писать только человек, нашедший себя в мире.» (
http://www.arttube.ru/index.php/place/view/12911_2015-01-28-Moskva-Vistavka-Personalnaya_vistavka_Uriya_Tupina_«Tihaya_malaya_rodina»/)
Фото мои.