Выставка самураев (часть третья)

Apr 28, 2011 21:34

Фигура воина-самурая - символ японской истории, а доспехи и оружие бережно передавались от поколения к поколению в японских семьях начиная с VIII века.



Самурай - уникальная личность. Отважный воин, утонченный поэт и вдохновенный художник в одном лице. Владение изящными искусствами было не менее важным, чем владение искусствами военными. Говорят, что по стилю каллиграфии воина можно было предугадать и его манеру ведения боя. А предсмертные стихотворения, написанные великими самураями перед совершением сэппуку - ритуального самоубийства, вошли в золотой фонд мировой поэзии.

Военное снаряжение японских воинов средневековья отличается от лат европейских рыцарей. Основные элементы и общая композиция лат самурая существовали в Японии уже в V-VI вв. н. э.



Доспехи, скрепленные кожаными или шелковыми шнурами, состояли из более чем 20 отдельных предметов, не достигая при этом в весе и 12 кг. Они обеспечивали гораздо большую свободу движений, не говоря уже о разнице в весе, чем латы европейских рыцарей. Японский военный костюм, имеющий множество мелких отверстий, давал возможность телу солдата свободно дышать, что очень важно в жарком и влажном японском климате.



В комплект обычно входили: шлем с маской и защитой шеи, панцирь, наплечники, нарукавники, наголенники и обувь. Особенно замечательным произведением оружейного искусства был шлем - кабуто. Он склепывался из множества узких металлических пластин в форме колпака или полусферы. Сверху кабуто иногда покрывался лаком или тонким слоем керамики. Удачная форма и угол наклона пластин кабуто, прочность и устойчивость к удару такого шлема не знают аналогов в оружейном искусстве.



Сзади к шлему прикреплялись несколько горизонтальных металлических пластин, защищавших шею и несших изображение герба владельца.



Впереди на шлеме крепился козырек и держатель кувагата - отростков, напоминающих рога. Также рога на шлеме были предметом некоторого хвастовства. Чем длиннее - тем большей популярностью пользуется самурай у женщин)))



Кувагата помимо эстетической несли и чисто практическую функцию - они ослабляли удары по шлему, работая как амортизаторы (кстати, шлем часто использовали и как щит, сняв его с головы и отражая им стрелы противника). Между ними крепились символические знаки, гербы или металлические зеркала, предназначенные для отпугивания злых духов.



Лицо под шлемом защищала маска хоатэ или полумаска хаппури. Делались маски на заказ. Такая хоатэ уже одним своим видом должна была отпугивать врагов. Черты у масок обычно были европейские (видимо, для большего устрашения))), крепить усы к маскам могли только знатные самураи.



Корпус воина защищал панцирь ко, состоящий из большой нагрудной пластины и набрюшника - харамаки. Последний дал название упрощенному варианту доспехов, который носили небогатые самураи и пехотинцы асигару.



Спину воина защищала еще одна пластина, скрепленная с ко и харамаки шнурами.



К нижней части этой защиты - до - крепилась кожаная или металлическая юбка - кусадзури. Как и все доспехи, она состояла из нескольких прошнурованных полос. Плечи воина были прикрыты широкими наплечниками, выполненными в общей пластинчатой традиции, а на груди иногда делалось жестяное кольцо, к которому крепился колчан со стрелами.



Всадники заботились о защите коня. Корпус лошади обычно закрывался звериными шкурами, на груди крепились шнурами металлические пластины, а на голову животного одевалась рогатая маска.

Продолжение следует...

выставка, самураи, кимоно, япония

Previous post Next post
Up