Sep 10, 2023 21:21
Английский учебник по лингвистике продолжает радовать знаниями.
Оказывается слова witch и which в некоторых диалектах английского отличаются начальным звуком. Есть w, а есть w с придыханием, у меня очередная новая грань мира.
Или вот, например, китайский. В китайском иероглифы. Причем иероглифов один набор, а диалектов - множество. И один и тот же иероглиф в разных диалектах читается по-разному, а означает одно и то же. Таким нехитрым образом сохраняется взаимная проницаемость диалектов, и отчасти поэтому Китай не очень рвется переходить на фонетическое письмо. Мысль не нова, но восхитительна.
Или вот еще, например, японский. Который, как известно, китайские иероглифы позаимствовал, а сам язык не стал. В китайском языке слова вообще никак не склоняются и не спрягаются, вся грамматика выражается через синтаксис. (Именно поэтому им вообще и подходит иероглифическое письмо. Или наоборот, такая грамматика сложилась из-за использования иероглифов.) А в японском глаголы, например, спрягаются. Поэтому когда японцы используют китайские иероглифы, они это делают так: записывают иероглифом корень слова, а потом дополняют его хираганой до нужной грамматической формы. Вот существительные у них не склоняются, поэтому для существительных иероглифы используются, как есть.
***
В сферической компании в вакууме (тм) старательно внедряют современные ценности. Равноправие, инклюзивность, дайверсити, you name it. В частности, начальство с триумфом отчиталось, что закрыли разницу между зарплатами мужчин и женщин на одних и тех же должностях, молодцы такие. То, что они при этом полгода не могут ответить сотруднице (тоже сферической и в вакууме) на вопрос, что нужно сделать для повышения в должности, очевидно, никак не связано с равноправием или его отсутствием, а связано с общим разгильдяйством и бардаком.
А на очередном глобальном собрании о том, как все хорошее вот-вот победит все плохое, начальство спросили, как связано с декларируемыми ценностями намерение открыть новый крупный центр разработки в стране, известной, в числе прочего, нетерпимостью к трансгендерным людям. И, с одной стороны, я понимаю спросившего: если уж декларируешь ценности, то надо как-то хотя бы делать вид, что они тебя волнуют; а с другой стороны - неужели это действительно самый животрепещущий вопрос сегодняшнего дня? Особенно для человека, который в этот новый центр, вероятнее всего, вообще никогда не поедет даже в гости. Потому что, по мнению руководства, коллаборация и командный дух значительно улучшаются при личном присутствии, только когда речь идет о присутствии в офисе по сравнению с работой из дома. Когда же речь заходит о работе с коллегами из-за рубежа, неизменно оказывается, что инструменты для онлайн-встреч и совместной работы уже достаточно развиты, чтобы обеспечить высокий уровень взаимопонимания, и совершенно нет смысла разбазаривать казенные деньги на толкотню в аэропортах.
***
В связи с прибытком в команде коллег из разных стран, где традиционно не говорят по-немецки, совещания волевым усилием решено перевести на английский. Для меня это большое облегчение, потому что мой английский все еще лучше немецкого, для прочих коллег по-разному.
Один вот мне как раз жаловался после дня совещаний: и так, говорит, с утра голова болела, а тут еще сиди, вслушивайся, что они по-английски говорят, я теперь вообще не соображаю.
Очень хотелось сказать, а помните, я всю прошлую осень после полудня в офисе сбегала домой с жалобами на головную боль? Угадайте-ка, почему это было. Не стала. Привыкла же, в конце концов. Спорить вон, на совещаниях начала, не только глаза закатывать.
Но сочувствую, да, тяжело так с разгону в первые дни.
***
Плохо выполнила летное упражнение, расстроилась. Инструктор пытается меня утешить.
Чего ты, говорит, переживаешь, нормально все. Ну там по мелочи то и это, но в целом хорошо же!
Что хорошего? возражаю я. То плохо, и это плохо, и вообще все плохо.
Так, говорит инструктор. Соблюдаем субординацию. Инструктор тут я. Я сказал "хорошо", значит, хорошо!
Против такого аргумента не попрешь, конечно.
***
Если вы этим интересовались, то новости вы, конечно, видели. А если не интересовались, так я вам сейчас все равно расскажу. В Англии случился сбой автоматической системы обработки планов полетов, в результате которого отменили кучу рейсов в тот день, и еще дня четыре после всем аукалось. План полета - это такая штука, которую надо подавать перед вылетом, если летишь через контролируемое воздушное пространство, пересекаешь границы или планируешь лететь не визуально, а по инструментам. То есть, собираешься пользоваться услугами диспетчеров по маршруту. В малой авиации планы полета подают редко, а в коммерческой - всегда, потому что они в принципе всегда летают на инструментах. Автоматическая система эти планы автоматически читает, куда-то парсит данные и как-то в обработанном виде передает дальше, чтобы диспетчера знали, чего ждать. Так вот в этой системе случился сбой - как выяснилось из дальнейших отчетов, в поданном плане были две точки с одинаковыми названиями, расположенные в разных местах, и к такому жизнь систему не готовила. Тут, конечно, надо поинтересоваться, как так вообще получилось в авиации, что они две разные маршрутные точки назвали одинаково, и почему до сих пор никто на это не попадался, но вот, наконец, попался. И здесь-то случилось главное удивительное во всей этой истории. Система обработки планов полетов, получив план, который она не смогла правильно распарсить, вырубилась, и вся дальнейшая обработка в тот день, пока систему не воскресили, проводилась вручную. То есть, в разы медленее, отчего все и пошло наперекосяк. Представитель диспетчерской службы с честными глазами объяснил широкой публике, что выключиться - это самое безопасное, что могла сделать система в этой ситуации. И ладно представитель, у него работа такая, врать, что все происходит в штатном режиме. Но я бы хотела посмотреть на человека, который составил техзадание к, на минуточку, критической диспетчерской системе, в котором техзадании написано: в случае непонятных данных вырубайся.
Вот если бы мы так систему платежей, например, на одной из предыдущих работ писали, то было бы у нас клиентов ровно ноль.
А эти ничего, даже компенсацию пассажирам платят не они, а авиакомпании.
Пойти, что ли, к ним программистом? А то на нынешнем-то месте работы мне не разрешают удалять клиентскую базу за последние двадцать пять лет, а там бы я развернулась...
первым делом - самолеты,
распространение бесполезных знаний,
на работу как на праздник