Aug 23, 2014 19:41
Мне казалось, я почти не нервничала перед экзаменом. Правда, разбила любимую чашку накануне. И просыпалась всю ночь в панике, что уже все проспала. И проспала таки, и вела машину как ополоумевший подросток, и приехала с опозданием всего в две минуты.
Но руки дрожать начали только после экзамена, когда экзаменатор объявил, что я молодец.
Сам экзамен оказался заметно проще, чем я от него ожидала. Во время навигационной части экзаменатор читал журнал и происходящим не интересовался. Я сбилась с пути, но сама это заметила, сама определила, где я, и сама вернулась на место, причем даже в рамках расчетного времени, так что у экзаменатора не возникло претензий. Потом он мне задал изменение курса, я начала его рассчитывать, ухитрилась повернуть плоттер не той стороной и считала с него какое-то безумное направление. Экзаменатор почти умер, но я начала определять поправку на ветер, и обнаружила, что хотя по цифрам ветер и мой курс должны быть сонаправлены, на практике ничего подобного нет - перепроверила курс и нашла правильную цифру. Экзаменатор выдохнул. В новую финальную точку я прибыла как зайчик, в точности по курсу, на две минуты раньше расписания (но это экзаменатор мне простил). Потом мы поиграли в разные маневры, я гораздо лучше обычного сделала повороты с углом наклона крыла в 45 градусов, неплохо осилила сваливание, вроде бы, попала на нужное мне поле при симуляции аварийной посадки. Экзаменатор боялся, что я пойду это поле обходить по кругу и в итоге мне не хватит высоты, но я же умная - я увидела, что я уже низко и решила не валять дурака, а просто приземлиться, откуда есть. Все равно слегка затянула, можно было держаться ближе к полю, но села бы - может, без закрылков, но села.
Потом мы изобразили навигацию по радиомаякам, я в ней потерялась, но с подсказки экзаменатора нашлась - надо уже запомнить, если собираешься лететь к маяку, но направление на шкале должно быть снизу, а вот если летишь от маяка - то сверху. Зато не забыла этот маяк идентифицировать, плюсик в карму.
Потом мы летали посадочные круги. На первой посадке я испугалась ветра, думала, он сильный, приготовилась, что он меня сейчас снесет в сторону посадочной полосы, а он ничего подобного не сделал, я оказалась слишком низко и не там и пошла на второй круг. На втором круге забыла опустить последнюю фазу закрылков, села на двух. Экзаменатор философски сказал: "Ну, нигде же не сказано, что надо обязательно приземляться с полностью выпущенными закрылками". Потом попытались приземлиться без закрылков - я слишком быстро двигалась в круге, на посадочную прямую выходила тоже слишком быстро и была не готова, первую попытку даже не стала пытаться приземлить, на второй все-таки села, хотя все равно шла слишком быстро. После этого начала летать медленнее - держала скорость ниже весь круг, дело заметно наладилось. Экзаменатор запросил "посадку на короткой полосе". В теории я знаю, это когда подлетаешь на посадку на очень низкой скорости, и отчаянно тормозишь при касании, как будто у тебя вообще нет места на взлетной полосе. На практике я не помню, чтобы я такое летала хоть раз, но не сознаваться же в этом на экзамене? Пошла. И ничего, нормально села, и скорость на месте была, и коснулась быстро, и даже сразу пойти на взлет осилила (тоже никогда не успевала со всеми закрылками и чем там еще). Последний круг сделали посадку без мотора, я от нежелания отключать мотор забралась слишком близко к полю, и, кажется, слишком поздно выпустила последнюю фазу закрылков, самолет долго и вдумчиво плыл над полосой, и, кажется, вообще не планировал приземляться. Кое-как села.
Экзаменатор задал каверзный вопрос: а что бы ты сделала, если бы у тебя в полете отказал высотомер, и в чем может быть причина? Что делать - понятно: сообщить куда надо и приземлиться, чем скорее, тем лучше. А вот причина - я была уверена, что высотомер работает на разнице давлений, поэтому его отказ, скорее всего, будет вызван тем, что заблокирована трубка Пито. Но он, несмотря на то, что действительно работает на разнице давлений, зависит от статического давления, поэтому трубка Пито ему побоку, а экзаменатор хотел услышать про проблемы в электрическом контуре, про которые я не догадалась, пока меня не ткнули носом в это самое слово в проверочном листе.
Но сдала, да. Теперь, если только никто не придерется к тому, что у меня вместо десяти часов соло сделано девять часов пятьдесят пять минут, мне оформят бумажку, и я буду пилот.
Надо в следующие выходные съездить туда, походить в роли пилота. Круто же.
первым делом - самолеты,
fan