🎭 Когда муж - князь

Dec 10, 2019 09:42

Князь Елецкий в опере "Пиковая дама".
Партия небольшая, но очень красивая.

Под катом видео, в нём фрагменты партии Елецкого в исполнении мужа моего Игоря.
Ну, и немного моих комментариев, чтобы понятно было что к чему в этой постановке)

image Click to view



Спектакль Музыкального театра Карелии, постановка Юрия Александрова.

Князь Елецкий - персонаж, которого нет в "Пиковой даме" Пушкина. Опера и повесть это вообще, как говорится, две большие разницы. Чего не скажешь о спектаклях Юрия Александрова. В 2015 году он поставил "Пиковую" в Петрозаводске, а через два года - в Казани. Не под копирку, конечно, но в обеих постановках есть режиссёрские самоповторы. Точно так же похожи его "Любовные напитки", поставленные в разные годы сначала в московской "Новой опере", а затем в Татарском оперном, но сейчас не об этом))

Так вот Елецкий. Это положительный персонаж, своего рода антипод Германа. Он человек степенный и благородный, он рыцарь. Жених Лизы. "Светлый ангел согласье дал свою судьбу с моею сочетать!" - поёт князь, впервые появляясь на сцене.

В карельской постановке он с самого начала первого действия сидит в одной из больших стеклянных колб. Режиссёр всех персонажей оперы посадил в эти колбы и именно оттуда постепенно "выводит" их на сцену. Князь Елецкий выходит из своей колбы с букетом белых цветов. Режиссёр, видимо, представляет Елецкого романтично настроенным. А чем ещё объяснить огромный букет и разбрасывание цветов из букета по сцене? Или он обезумел от мысли о предстоящей женитьбе?)

Вот уж кто совершенный безумец в этой постановке, так это Герман. Практически с самого начала оперы он явно не в себе. Например, в сцене, когда Елецкий поёт Лизе "небес чарующая прелесть..", Герман придурковато кривляется перед Графиней.

После этой сцены Елецкому следует уйти и появиться уже только во втором действии (как в либретто). Но нет. По воле режиссёра князь оказывается вечером в комнате Лизы. Один мужчина в девичьей компании. Елецкий сидит за фортепиано и аккомпанирует Полине и Лизе, когда они поют дуэтом.

Забавный режиссёрский ход, ничего не скажешь. Потом Лиза просит Полину спеть, и пока Полина раздумывает, что бы исполнить, Елецкий сидит за фортепиано. И вот она решается: "Я вам спою романс любимый Лизы. Постойте, как это?..". И тут князь Елецкий эмоционально играет прелюдию. Полина его прерывает ("Да! вспомнила"), сгоняет со стула, занимает место князя за инструментом и поёт романс "Подруги милые".

Далее "всё страньше и страньше". Благородный князь Елецкий пускается в плясовую. Не чурается плясать со служанкой, лихо отплясывает с Лизой. А при появлении строгой гувернантки ("барышням вашего круга надо приличия знать"), князь прячется за спинами девушек и потихонечку сбегает. В казанской постановке князь тоже пляшет в дамском обществе - та же самая режиссёрская вольность, которую не предусматривает либретто.

Снова Елецкий появляется на сцене уже во втором действии и поёт знаменитую арию "Я вас люблю, люблю безмерно". В либретто Елецкий поёт арию и уходит вместе с Лизой. А потом на сцену выходит Герман и читает записку, полученную от Лизы.

В карельской постановке режиссёр использует князя Елецкого в качестве невольного связного между Лизой и Германом, именно он передаёт Герману записку. Выглядит это так: перед началом арии Лиза пишет записку Герману, но, увидев Елецкого, комкает её, бросает. Елецкий поёт, поёт свою арию, и, к ужасу Лизы, записку эту поднимает и намеревается ей её отдать. Но будто упиваясь своими чувствами, последние строки арии поёт, не видя, что происходит за его спиной. А там появляется Герман, который жестом велит Лизе уйти. "Я подвиг силы беспримерной готов сейчас для вас свершить. О, милая, доверьтесь мне!" - заканчивает свою арию Елецкий, но его признание слушает уже только один Герман. И иронично-надменно аплодирует Елецкому на заключительных аккордах. Князь удивлённо разворачивается, вручает Герману поднятую записку и удаляется. А Герман читает: "После представления ждите меня в зале..".

Далее всё самое интересное в опере (смерть Графини, гибель Лизы) происходит без участия князя Елецкого.

Он выходит на сцену лишь в самой последней картине третьего действия.

Елецкий впервые приходит в игорный дом: "Я больше не жених, не спрашивай меня, мне слишком больно, друг! Я здесь за тем, чтоб мстить..". А когда появляется Герман, князь вступает в игру. "Моё предчувствие меня не обмануло. ...Мечите, Чекалинский!". И победоносно завершает эту игру-дуэль: "Ваша дама бита!". Тут следует всем известный финал (если ничего не путаю, Чайковский плакал, когда писал сцену смерти Германа). Занавес.

опера, мужмойИгорьМакаров, видео, театр, ПиковаяДама

Previous post Next post
Up