📖 Почему дети не читают наши любимые книги

Aug 03, 2017 14:17

Прекрасный текст Елены Соковениной. Всё так, подпишусь под каждым словом! И себе скопирую) Чтобы было)


Автор: Елена Соковенина milij_rizhik
Источник: КНИЖНОЕ ДЕТСТВО | Любимые детские книги

Недавно на Петербургском книжном салоне я встретила одного расстроенного папу. Он не требовал срочно ответить на вопрос “как заставить ребёнка читать”. Но был так огорчён, изумлён, прямо-таки выбит из колеи - как! ведь “Трое в лодке” такая хорошая, смешная и, главное, лёгкая книга, - что этот вопрос читался у него в глазах. Его тринадцатилетняя дочь осилила только половину.

Этот случай в очередной раз навёл на мысль, что переживая “он не читает”, мы имеем в виду: “он не читает то, что мы хотим!”.

Скажи вам ребёнок правду - что ему нравятся, скажем, комиксы “Корзинки из кишок”, и он убеждён, что это хорошая, смешная и, главное, лёгкая книга, и вам самому полезно с ней познакомиться - какой ответ он получит? Правильно, “какой ужас, мы такими не были!”, ещё одну “лёгкую” книгу времён нашего детства в качестве примера и ещё одно доказательство того, что его не поняли. И не собираются.

Я совсем не хочу сказать, что все книги, которые мы любили в детстве, устарели. Или что они плохие, просто мы были маленькие и этого не поняли. Или что-то ещё в таком духе.

“Трое в лодке” - хороший пример, есть шанс, что на этой книге удастся показать дистанцию между поколениями. И начать разговор о том, как получается, что книга устаревает.

Во-первых, ничего не пропало

Возьмём родителей - тех, кому сегодня 30-40-50. Все знают, что жизнь за последние двадцать лет изменилась куда сильнее, чем, скажем, по сравнению с нашим детством и детством наших родителей. Но разговор вовсе не о том, что появился интернет, игры, конкуренция чтению (хотя всё это правда). Разговор о о том, что всё, с детства любимое нами, вовсе не потеряло интерес для наших детей. И не убило интерес к классике. Вы обращали внимание на темы компьютерных игр? Ведь это ваш учебник истории, только больше, шире, разнообразнее. А сколько игр по книгам? Все ли из вас эти книги читали или хотя бы слышали о них? Сможете распознать все аллюзии? А дети могут. Они знают мифологию гораздо шире античности. Они знают технику. И так далее.

А посмотрите, как мощно взлетела популярность Холмса. Какими темпами вернулся интерес к двадцатым годам прошлого века. А мода на пиратов? А “Рождественская песнь” Диккенса? А “Война и мир”? Если задаться вопросом “но как, Холмс?”, ответ будет очень простым: экранизации. Кино просто более доступно передаёт наши детские миры следующему поколению, заодно вдохновляя новые книги и новые игры. И делает фильмы кто? Бывшие дети. Нынешние родители.
Здесь можно вздохнуть: ну да, смотреть ведь проще, чем читать, а мы про книги! И я опять возражу: вздыхать не стоит.
Игры и кино, прежде всего, стимулируют интерес к книгам. Скажем им за это спасибо и продолжим наше расследование.

Если чуть-чуть напрячь память, нетрудно будет вспомнить два сильных всплеска моды на многократно оплаканный “Остров сокровищ”. Один 1988 года, второй 2015. В первом был снят мультфильм. Он прожил с нами всё наше детство и те дети, которым мы его показали, знали и любили Стивенсона за мультфильм. Фильм, который был снят по книге раньше, мы, конечно, ценили, но честно говоря, мультфильм любили больше. Да-да, это с него началась любовь к Стивенсону у тех, кому сегодня 35-40.
Затем интерес к сюжету угас. Родители переживали: дети не ценят романтики!
До тех пор, пока издательством “Лабиринт Пресс” не была выпущена новая книга. С клапанами, 3D, вырезалками, иллюстрированными пояснениями, как, скажем, вязать морские узлы и т.д. Вот она. И вот опять есть интерес! А почему?
И книга, и мультфильм были обыграны с учётом той реальности, в которой живёт современный ребёнок. И вот он, этот секрет.

Если бы сейчас вышло такое же переиздание “Троих в лодке”, или снят подобный “Острову сокровищ” мультфильм - можно не сомневаться, последовала бы точно такая же реакция. Потому что “Трое в лодке” не лёгкая книга. Лёгких у неё три-четыре главы. Первая - про то, как Джерри диагностировал у себя все возможные болезни при помощи справочника, вторая и третья - про сборы в дорогу, и потом только некоторые факты вроде, например, открывания банки консервированных ананасов. Все эти темы очень хорошо знакомы любому ребёнку в любое время. Остальные уже менее понятны. Даже про “покойнички-черепочки” не так очевидно в их детстве, как в нашем. Разница культур.
Знаете, что следующим исчезнет из области понятного и потому смешного? Эпизод с банкой анансом. Открывание банки без консервного ножа, гвоздём, камнем, швырянием об эти камни - всё это смешно до тех пор, пока кольцо-ключик не приделано к каждой банке. Пока ясно, что такое гвоздь и как попадают мимо гвоздя себе по пальцу.
Теперь возьмём шире и получим: момент с банкой будет вызывать смех до тех пор, пока консервированные ананасы продают в жестяных банках.

Наводит на грустные мысли, правда? Но ведь и чёрную повязку на глазу никто (помимо карнавальных костюмом) давно не носит. И деревянные протезы не в моде. Борода, которую сейчас отращивают даже пятнадцатилетние, вообще бессмысленна, устарела на самом деле, и всё же переживает новую жизнь. Одна за другой выходят книги в тематике стимпанк. Паровозы, шестерёнки, герои в цилиндрах и шофёрских очках. Множество абсолютно устаревших вещей встречают на ура и дети, и взрослые. Это мир детских радостей, мечты, игры, сказки.
Так будет, пока мы передаём дальше то, что сами любили.

А что нужно, чтобы мир нашего детства любили современные дети? Пример с “Островом сокровищ” не случаен.

Книга “Лабиринт-Пресс” и мультфильм имеют общее. Они соединили в себе популярные жанры подачи, показали сюжет не в лоб, а через ироническую, игровую связь с современной жизнью - вот и всё. Больше здесь ничего не нужно. Связь с реальностью, которая создаётся при помощи игры.
Те, кто любит классику и много о ней знает, с восторгом показывают детям старинные гравюры или схемы ранних аппаратов - самолётов, автомобилей - настоящие! И часто бывают разочарованы. Не каждый ребёнок в силах воспринять непривычную манеру изображения, красота сложных вещей недоступна ребёнку, живущему в мире, где принято упрощать. Так что, теперь точно всё пропало? Дети не могут воспринять ничего сложнее “раз-два”?
Нет, неправда. Дальше мы видим, что все эти сложные схемы и аппараты встречают с восторгом - в компьютерных играх. Тоже фактор популярности. Просто мы им не интересовались. Здесь всё то же, что и с кино. С детьми всё в порядке. Теперь начинаем ситуацию разбирать. Они же всё равно “не читают”!

Самый простой пример - книги для дошкольников и младших школьников. Максимально близкие к мультфильмам.
“Линдберг. Невероятные приключения летающего мышонка” и “Армстронг. Невероятное путешествие мышонка на Луну” издательства “Поляндрия” - ещё две успешные книги, основанные на реальных историях воздухоплавателей.

Мышата вместо людей, сказка вместо реальности - точнее, реальность прошлого превращается в сказку - и ребёнка уже не оторвать. Третья в этой линейке “Амелия, которая умела летать”. Знаменитая лётчица тридцатых показана просто маленькой девочкой.

А мир Петсона и Финдуса издательства “Белая ворона”? Попробуйте словами описать ребёнку: “странноватый неряшливый старикан живёт на хуторе с курами без интернета с кучей старого хлама”. Правда, какая интересная реакция? Что-то ребёнок понимает, что-то нет, но разглядывает абсолютно всё. Все эти странные вещи. Весь хлам, до последней мышеловки.

С подростками не так просто. Им нужно объяснять более сложные вещи.
Посмотрим на недавно вышедшие в издательстве “Нигма” книги Жюля Верна, Александра Беляева, Вениамина Каверина. Ох, нет. Посмотрим всю серию “Страна приключений”!
Стоило расстроенным родителям прийти к выводу, что всё любимое с детства безнадёжно устарело и не вызывает интереса у нынешних детей, как книги вышли с иллюстрациями - большими, красивыми! - и всё изменилось. Они снова нарасхват. Хотя бы потому, что мы имеем дело с поколением визуалов. Потому только, что в нашем детстве средства выражения были куда скромнее. Для нас было нормально читать книгу вообще без картинок. Мы использовали силу своего воображения, а издатели как-то сообща пришли к выводу, что раз классика, можно издавать неброско, не особенно волнуясь, будут ли покупать. Будут, конечно. Это же классика! Она вечна!

В том-то и дело, что нет. Классика до тех пор жива, пока мы связываем её с реальной жизнью. А как? Как это сделать?

Здесь секрет двойной. Прежде всего, он в иллюстрациях. Любая вещь, которую изобразили с любовью, передаёт эту любовь дальше, создаёт свой мир. Такой мир не может не привлекать. Но это полдела. Вторая половина - именно факт непонятности множества вещей. Деревянная мышеловка. Печка со всем, что её окружает. Отсутствие горячей воды. Всё это требует взрослого, который сидит рядом, вспоминает, рассказывает.
И это ещё один фактор. Мы чуть погодя поговорим о нём. Пока что посмотрим, какие способы стали использовать издатели, как только поняли, что классика в двадцать первом веке требует специального оформления.

В издательстве “Самокат” есть серии “Родная речь” и “Как это было”.
Со стилизацией под старину, но уже старину в руках современного читателя. Оформление этой серии - не “старое”, а “состаренное”. А главное - и это очень важно! - серьёзную часть книг занимают комментарии с объяснениями тех мест, которые и взрослым-то уже не всем понятны. И комментаторы разговаривают с читателями не академическим языком, а человеческим. Как друг, который знает что-то, чего не знаешь ты.

А в издательстве “ А и Б” в сериях “Руслит” и “Сто историй” в похожем ключе вышли книги Льва Кассиля, Юрия Коваля, Леонида Соловьева.
Здесь и в самокатовской серии “Родная речь”
оформление уже не только (и не столько) ретро, сколько “новое ретро”. Иллюстрации выполнены “про то время”, но в более понятной современной манере.
(Кстати, скоро в таком осовремененном варианте выйдут комментированные “Приключения капитана Врунгеля” и “Денискины рассказы”. Так что ждём).

А вот теперь самое время поговорить о втором факторе. О том, что мы с детьми ничего не знаем друг о друге и что с этим делать.

Иллюстрированные и комментированные издания очень хороши, но не стоит надеяться только на книги. Современного ребёнка уже нельзя оставить наедине с книгой и ждать чуда. Это чудо и с поколением выросших взрослых происходило не так уж часто. И дети, которые запросто общаются с родительской книжной полкой, не просто дети. Это вдумчивые, впечатлительные люди, таких во все времена совсем мало. Остальным нужна помощь.
Потому что книга - это разговор автора с читателем. И приглашение к разговору. Это способ общения.

- И что? - спросите вы.

А вот что. Интерес - к чему угодно - процесс взаимный. Никакими способами не получится заинтересовать ребёнка хоть чем-нибудь, если вы сами при этом не испытываете интерес - нет, не только к книге! - к самому ребёнку, чем он живёт, что любит и ненавидит. Папа, которого постигло разочарование с “Тремя в лодке” не имеет никаких оснований для расстройства. Наоборот, какой интересный разговор может получиться у него с дочкой! Это будет история о мальчике, который жил жизнью, так непохожей на современную, читал книгу и смеялся над тем, что понимал. И узнал бы другую историю, о девочке, которая живёт жизнью, так непохожей на его жизнь, и смеётся над чем-то другим.
И вот тогда им обоим станет проще. Они узнают больше друг о друге и найдут точки пересечения. И всё, что они любят, поделится на три кучки: “моё”, “твоё” и “наше”. И то, что там будет, станет незаметно меняться. Переходить из одной кучки в другую.
А книгу девочка прочтёт когда-нибудь потом. Как многие взрослые, которые возвращаются к тому, что осталось непонятым в детстве. Потом они будут удивляться: “как же я такого богатства раньше не замечал!”. Тем более, есть шанс, что эта книга выйдет с комментариями, интересным оформлением и подросший ребёнок воспримет её легче.

маменазаметку, книги

Previous post Next post
Up