Николай Грибачёв
«Комар-хвастун»
Иллюстрации Георгия Никольского
Издательство «Малыш», 1968
Источник Запечалилась сова,
Заболела голова.
И стучит, и трещит,
И в ушах шумит.
- Где бы доктора найти?
- К дятлу чёрному лети.
Принимает дятел чёрный,
Поднимает нос учёный,
Доедает свой салат,
Надевает свой халат,
Грудь выстукивает,
Пульс выслушивает.
- Где ты вечером была?
Что ты ела, что пила?
- Я летала по лесам,
Я кружила по кустам,
Я поймала комара,
В нем ни пуха, ни пера.
А комарик мне звенит:
«Я силён и знаменит,
Самому слону
Объявил войну.
Слон меня увидал,
В зоопарк удрал!»
А комарик говорит:
«Во мне кровь горит!
Я свалил быка,
Распорол бока,
Все до шерсти съел,
После песню спел!»
А комарик мне зудит:
«Я на всех сердит.
Рыбака поймал -
До костей помял,
Он с пустой сумой
Убежал домой!».
А комарик мне орёт:
«Меня страх не берёт!
Я усы закручу,
В облака полечу,
Догоню орла,
Ощиплю догола!
Отпусти меня, сова,
Глупая голова.
А не то тебя, сова,
Укушу сперва,
Ощиплю совсем
Да без соли съем!»
Я с крыла валюсь, валюсь,
Комара боюсь, боюсь.
Я нырнула в куст с размаху,
Так, что ветер вдоль пера,
И со страху,
И со страху...
Проглотила комара.
Дятел щурил чёрный глаз,
Дятел думал целый час
И сказал: - Пустое дело!
Ты с того, сова, больна,
Что нечаянно ты съела
Болтуна и хвастуна.
У сынишки-хвастуна
Мама целый день больна.
Чтобы хвастуна не слушать
(Потому, что заболят),
Ватой уши, ватой уши
Затыкает старший брат.
Хуже гриппа или кори,
Если хвастают и врут.
Хвастунов не любят в школе,
В космонавты не берут.
В Арктику, на целину -
Нет дороги хвастуну.
Ты запомни-ка мои слова,
Ты лети-ка домой, сова,
В темный лес, где дубы стоят.
Напои, накорми совят.
Пусть сидят они чаще с книжками,
Пусть не дружат они с хвастунишками.
Кончил дятел свой доклад,
Снял очки и снял халат.
И с тех пор от каждой птицы,
От щегла и от синицы,
На болота и виры
Улетают комары!
Сканы оригинальных работ, хранящихся в музее и подготовленные к печати специально
для издательства «Речь»:
https://red-balls.livejournal.com/173260.html https://red-balls.livejournal.com/173260.html https://red-balls.livejournal.com/173260.html https://red-balls.livejournal.com/173260.html Страницы книги, выпущенной
издательством «Речь» в серии «Любимая мамина книжка»:
http://rech-deti.ru/catalog/7/6628/ http://rech-deti.ru/catalog/7/6628/ http://rech-deti.ru/catalog/7/6628/ 6 июля родился художник Георгий Евлампиевич Никольский (1906-1973), сегодня 117 лет со дня его рождения.
Из журнал «Охота и охотничье хозяйство», № 10/1998:
«Родился будущий художник 6 июля 1906 года в Пскове. Отец занимал должность ректора реального училища. Семья была связана с духовными кругами. В бурные революционные годы Никольские перебрались в Москву. Там Георгий Евлампиевич впервые попробовал приобщиться к профессиональному искусству, поступив во ВХУТЕМАС, но, проучившись недолго, перешел в университет, предполагая стать зоологом. Несмотря на социальные потрясения, зоологическая школа Московского университета в 20-30-е гг. стояла на очень высоком уровне, заслуженно пользовалась признанием мировой науки. Еще преподавали академики Северцов и Мензбир, широко разворачивались экологические исследования Житкова и его учеников, уже делали свои первые шаги в науке молодые Формозов (также ставший превосходным анималистом, да еще без отрыва от науки) и Гептнер (позднее автор известной «Зоогеографии» и многотомного издания «Млекопитающие Советского Союза»), создавал свою капитальную сводку «Звери СССР» Огнев. Однако, окончив университет, Никольский пошел по стопам своего старшего коллеги В. А. Ватагина (вооруженного также университетскими зоологическими знаниями), избрав стезю художника. Ватагин помог начинающему анималисту попробовать свои силы в книжной иллюстрации. Первый опыт оказался удачным. Вслед за изданием книги В. Бианки Никольский оформляет книги писателей, посвятивших свое творчество природе и братьям нашим меньшим (Пришвина, Соколова-Микитова, Зверева, Спангенберга, Скребицкого, Чаплиной, Никольского и др.). В память об университетских годах и связях Георгий Евлампиевич иллюстрирует «Фауну позвоночных Бадхыза» Гептнера и «Птиц нашей страны» Дементьева.
Год за годом растет мастерство художника. Но ни издатели, ни читатели зачастую не представляли, какой труд стоит за блестящим рисунком, выполненным как бы одним росчерком пера (стали говорить о «линии Никольского»), или свободными акварельными заливками, иногда даже перекрывающими чрезвычайно пластичный контур зверя или птицы. Тысячи набросков и зарисовок в зоопарках и на дикой природе, тысячи километров пройденных дорог по лесам, степям и болотам (вот где пригодился фронтовой опыт). Особенно охотно Георгий Евлампиевич посещал Асканию-Нова, Талдом, Завидово. Он очень любил и умел великолепно передавать известные многим охотникам состояния природы на переломе зимы и весны, лета и осени, осени и зимы, когда особо остро воспринимаются признаки наступающих перемен. Его излюбленными объектами были, по-видимому, копытные (особенно лось) и хищные (особенно тигр и медведь).
Лучшие произведения Никольского предельно эмоциональны (его иногда даже упрекали в излишнем «психологизме»). Они поражают богатством живописных фактур. Художник напряженно искал обобщающе-графический образ зверя, птицы, дерева. Влюбленный в природу, в игру пятен и полос на покровах животных, в узоры листьев деревьев и трав, Никольский не приветствовал механическую перерисовку живых объектов, которой, увы, грешат многие из современных художников, считающих себя анималистами. Вместе с тем его образы рождались не только из глубокой любви, но и благодаря глубоким знаниям (не забудем об университетской подготовке зоолога).
Маленьким шедевром Никольского стали иллюстрации к «Бемби» Зальтена. Мечтал художник и о своем «Маугли», но, вероятно, дело ограничилось рисунками к диафильму.
Скончался Георгий Евлампиевич от болезни сердца 28 ноября 1973 года в Москве».
💤 Юрий Яковлев «Колыбельная» 💦 Мартовские «Мурзилки» 📖 «Про коалу Ушастика»