«У вас, товарищ Большаков,
Не так уж много Маршаков»
Один из замечательных стихотворных экспромтов Самуила Маршака (а он был мастером этого жанра) - записка министру, заставившему его слишком долго дожидаться приёма.
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года, сегодня 135 лет со дня его рождения.
Прекрасное из воспоминаний Бориса Галанова:
«В конце долгого и утомительного трудового дня, который весь прошел в «упряжке», Маршак предлагает:
- Ну, а теперь давайте бредить, как Льюис Кэрролл...
Это значит, что сейчас мы отправимся вместе с Маршаком в страну чудес, где будут происходить всевозможные веселые небывальщины, будем выдумывать слова, играть в слова.
Того Маршака, который всерьез доказывал Евгению Шварцу, что если только хорошенько пожелать, то можно оторваться от земли и полететь, я уже не застал. Но и при мне Маршак не раз повторял, что пишущий для детей непременно должен уметь ходить по облакам. Постный и скучный ум - плохой помощник детского писателя. Детским книжкам непременно нужна смелость фантазии, выдумка, веселая причуда, игра. Ведь научиться грамоте ребенку не легко, и мы обязаны хорошенько его вознаградить за нелегкий труд. Первая прочитанная в детстве книжка могла показаться большой и толстой, а это была всего-навсего одна страничка. Пусть же ребенок не пожалеет, что одолел ее.
Маршак отодвинул от себя тарелку с давно остывшей едой и продолжал:
- В книгах для взрослых титулом «герой романа» незаслуженно часто награждается ведущий персонаж. Незаслуженно, потому что очень скоро выясняется - никакой это не герой, просто незначительная, пустая личность. В книжках для детей и должности такой нет - «ведущий персонаж». Герой так уж герой, во всем значении слова. И обязательно близкий, понятный тому возрасту, которому книжка адресуется. Для пятиклассников нельзя писать, как для третьеклассников, для третьеклассников - как для октябрят. Иначе наш герой утратит всю свою привлекательность. Книжка проскользнет, провалится между возрастами. Нужно не только сохранять на всю жизнь память детства, как Толстой сохранял память о Зеленой палочке, нужно почаще превращаться в мальчишек и девчонок, для которых мы сочиняем стихи и рассказы, делить с талантливым этим возрастом его радости, любить одни и те же вещи, иметь ребяческий слух, ребяческий вкус, слушать стук копыт игрушечного деревянного коня по мостовой... Да мало ли что еще!
Самуил Яковлевич сделал паузу, спросил серьезно:
- Сколько мне лет, по-вашему? Четыре года? Может быть, пять? А Чуковскому? Что-нибудь около этого. Четыре-пять-шесть лет - такой возраст, когда от природы ждут чудес, хотят совершать чудеса, верят, что чудеса совершатся.
Сам он, по-моему, с неистребимой верой пятилетнего человека ждал чуда и до последнего часа жаждал чудес, надеясь, что кто-то когда-нибудь постучится в дверь и передаст хозяину сам не знаю что, знаю только, что-то сказочно-прекрасное; или позвонит по телефону, чтобы сказать заветное слово»
Борис Галанов «Внутри радуги» (из сборника воспоминаний о Маршаке «Я думал, чувствовал, я жил»)
С.Я. Маршак играет на шотландской волынке. Слева от него А.А. Елистратова и Б.Н. Полевой. Шотландия. гор. Эйр, январь 1955 г. // s-marshak.ru
📖 «Рассказ о неизвестном герое» 📮 «Эй, Борис, получи и распишись!» 🎶 «Сорок четыре чижа» на мотив Бетховена 💍 «Кто колечко найдёт?» 🦛 «Про гиппопотама» 📖 «Волга и Вазуза»