«Кот-ворюга» Паустовского глазами разных художников.
И даже оперу, как выяснилось, сочинили по этому произведению!
Кот-ворюга из «Мурзилки», иллюстрации Константина Кузнецова:
Мурзилка. 1936. № 02
Мурзилка. 1936. № 02
Мурзилка. 1936. № 02
Кот-ворюга на обложке книги, изданной в 1941 году (рис. К.Шепотинник):
https://goskatalog.ru/muzfo-imaginator/rest/images/original/5610590?originalName=3497541.jpg Иллюстрации Игоря Година к рассказу «Кот-ворюга» («Детгиз», 1962):
Иллюстрации Веры Горячевой к рассказу «Кот-ворюга» («Детская литература», 1985):
Иллюстрации Татьяны Капустиной к рассказу «Кот-ворюга» (1981):
И её же отдельный рисунок, не из книги:
Иллюстрация Олега Соболя к рассказу «Кот-ворюга» (1986):
Рисунок на обложке Татьяны Русаковой («Текст», 2009):
Рисунок на обложке Евгения Антоненкова («Росмэн», 2003):
Рисунок на обложке Владимира Долгова («Махаон», 2019):
Иллюстрации Николая Устинова к рассказу «Кот-ворюга» («Белый город», 2003):
Иллюстрации С. Гончаренко к рассказу «Кот-ворюга» («Омское книжное издательство», 1989):
Иллюстрации
Марины Федоровой к рассказу «Кот-ворюга»:
Иллюстрация
Алексея Видинеева к рассказу «Кот-ворюга»:
А вот клавир детской оперы «Кот-ворюга», написанной по мотивам рассказа К.Г. Паустовского в 1986 году (композитор В.Самойлов, либретто В.Ермакова):
Фото: Музей К.Г.Паустовского
Афиша-программа детской оперы «Кот-ворюга»:
Фото: Тамбовский областной краеведческий музей
Сцены из оперы В. Самойлова «Кот-ворюга»:
Фото: Тамбовский областной краеведческий музей
Фото: Тамбовский областной краеведческий музей
Фото: Тамбовский областной краеведческий музей
Страницы многих произведений Константина Паустовского посвящены животным, часто они становятся их главными героями. За это книги писателя любят и взрослые, и дети. Одни из самых любимых читателями героев - коты и кошки. Например, Кот-ворюга, знаменитый своей замечательной внешностью и бандитским характером. Судя по рассказу «Кот-ворюга» и некоторым другим произведениям Константина Паустовского, солотчинские коты вообще отличались неутомимой и отчаянной натурой. Возможно, об этом коте писал Константин Паустовский своему сыну Вадиму в письме, прежде чем сделать его героем своего рассказа. Шло время, менялись поколения котов и котят в Солотче, но что оставалось неизменным, так это большое расположение писателя к котам, а котов - к писателю. Бывало, что коты в произведениях К.Г.Паустовского становились свидетелями невероятных событий и встреч, сохраняя при этом свою природную независимость и непоколебимость привычек, а порой с ними случались настоящие приключения. Коты у Паустовского не только отчаянные охотники и дерзкие похитители рыбы. Некоторые из них стали символом умиротворенности и домашнего уюта. Кот из «Повести о лесах» не только создает чувство уюта в доме, но и атмосферу для творчества, столь необходимую писателю. Коты всегда оставались для Константина Паустовского неизменными друзьями по рыбной ловле. В Тарусе даже ходили легенды об их редкой дружбе. О котах и кошках писатель упоминал в своих произведениях множество раз, показывая самый разный их характер. Порой он сравнивал своих героев с котами, а котов - с людьми. Вот, например, кошка Миссури в «Романтиках» любила ветчину, спать на столе, а «глаза ее горели, как автомобильные фонари». Классного наставника Владимира Фаддеевича Субоча, о котором писатель рассказал в книге «Далекие годы», он сравнивал с высоким и худым котом «с оттопыренными светлыми усами». Во «Времени больших ожиданий» К.Паустовский упоминал о встрече с «престарелыми котами, что мылись на салингах с видом отставных адмиралов». У самого писателя в разное время жили разные домашние питомцы, и не только в Солотче или Тарусе, но и в городских квартирах. Известны и другие интересные факты из жизни писателя. Например, примечательно, что Костю Паустовского в детстве близкие называли Котиком, а спустя время, письма к своей жене он подписывал - Котъ.
Из аннотации к выставке «Друзья по рыбной ловле» (Музей К.Г.Паустовского). Подробнее
тут и
тут