mirtagroffman:
Дело в том, что процесс рисования процессом передачи впечатлений об окружающем мире в первую очередь считаем только мы, взрослые
Ребенок, которого не учили рисовать, но всячески приветствовали его знакомство с средствами рисования, будет развивать свое умение воспринимать и реагировать на окружающий мир через линию, цвет, формат, в итоге - через понятие композиции.
И то же самое можно сказать про другие виды исскуства взаимодействия: музыку, танец.
Потому и основой развития ребенка в "дошкольном возрасте" и есть рисование, танец и музыка.
И принципы занятий этим должны быть схожи.
Я для себя формирую такие основные важные моменты:
1. Активность ребенка, пассивность взрослого.
Как это происходит у нас - я рисую и получаю от этого удовольствие, по всему дому есть краски и карандаши, пластилин и бумага..все время это оживает перед ребенком в работе взрослого с этими предметами. Обыгрывается. Живет.
2. Техника важна, но не первостепенна.
Я никогда не ставлю технику впереди всего. Я сама медленноо и четко делаю какие то технические вещи - режу бумагу, катаю шарик из пластилина или рисую пальцем штрихи. При этом я обратила внимание, что Никита очень цепко все запоминает и копирует без моего вмешательства, более того, копирует только то, что доступно ему в данный момент, остальное как бы проходит мимо него.
3. Отсутствие шаблона и целей рисования.
Очень важно! Не надо взрослому придумывать, что и как рисовать ребенку. Тут можно только идти за его желанием и фантазией.
Другой вопрос технический - наример, мальчик, которому папа рисует машину, и рассказывает - вот колеса, вот мотор, вот труба, из нее идет дым... Все. Это то, что интересует мальчика: суть механизма; то же он видел на улице, то же он видел в работе, когда наблюдал за тем, как едет машина, и так далее. Он как-то трансформирует это в своей голове и начинает сам рисовать все эти детали, не надо учить его, как оно выглядит и где находится; полностью одобряем и поощряем то, как видит и изображает это ребенок.
Цели, конечно, так же не должны ставиться, например, рисуем цветочек: сначала рисуем горошек, потом лепесточки и стебелек... Нет, я так не делаю..
Я, например, могу взять краску и разводами изобразить пятно и понюхать его, сказать: "аааххх"... Никита тут же ассоциирует: "мама тюточек!" - и рисует черное пятно, тыкает пальцем и хныкает. Я говорю: "Ника! Грязь?!", он довольный: "Ага!"
4. Масштабность
Занятия творчеством не должны иметь границ, ни временных, ни пространственных, если есть желание развивать у ребенка умение выражать себя через рисунок, музыку и танец, то это должно присутствовать в его жизни все время, быть частью жизни.
Да, у нас весь дом - это формат для рисования, все можно. Потому ребенок и рисует, например, сейчас в альбоме он уже испробывал стены, пол и ванну. Ему интеерсно теперь иметь ограничение, но это не значит, что, когда у него опять будет желание масштабности, он не нарисует на стене..
5. Разные материалы.
Гуаш, фломастеры, разные виды пластилина, карандаши, тушь, ручка, минимум материалов, разные бумаги, вода. клей - все это развивает тактильную и творческую память.
Очень удачно можно развивать пространственное воображение с помощью проволоки: мы делаем разнообразные машины, самолеты, оклеиваем их скотчем монтажным, разрисовываем.
Пластилин предпочитаем советский, он твердый, его хорошо разминать - тренирует пальчики; он твердеет, и то, что слепили можно долго использовать в игре.
6. Удовольствие.
Если творчество приносит удовольствие и насыщает энергией, значит это настоящее. Если ваши занятия ребенка утомляют, и он не хочет что-то делать, то, значит, вы его мучаете рамками и из удовольствия это превращается именно в занятия.
Теперь об этапах...
Есть такое понятие, как "челночное движение". В художественном искусстве оно звучит, как "от целого к частному, и от частного к целому".
То есть, когда рисуешь, например, портрет, то вначале идешь от целого - общей формы головы, плечей, наброска линий носа, глаз, ушей и рта к частному - проработке пропорций, к прорисовке основных форм, дальше опять от частного к целому - обощаешь формы, проштриховываешь тени и очерчиваешь свет, дальше опять к частному - объемы, детали и так далее.
Если не делать таких челночных движений, то никакого портрета не получится, будет, как в том анекдоте: хотел нарисовать человека с прыщиком, а получился прыщик счеловеком....
Так и в осваивании ребенком способа выражения через рисование есть это челночное движение: вначале пятна, круги и палки - целое, потом детали: колесики, моторы, короны и принцессы; потом опять целостное: цвета, масштабность, формат, массы, простые законы композиции, то есть, динамика и статика (освоение этих приницпов происходит на подсознательном уровне. Например, ребенок хочет показать что шарик катится и рисует его на горке - динамика, или рисует два окна в домике с двух сторон относительно дверей, которые посередине - статика и симметрия, понимание того, что статика и симметрия - это всегда выражение стабильности и основательности, основа, один из законов мира...)
Так что, когда ребенок рисовал уже красивые профили принцесок или машинки с множеством деталей и вдруг стал просто ляпать краской или рисовать пятна или крутить с мокрой бумаги шарики, то это не откат, а наоборот, новая ступень развития взаимоотношений с материалом и пространством, и умением выражать свои ощущения.
Если ребенок вдруг вообще не хочет рисовать, это тоже один из вариантов его развития, но тут я бы очень четко проанализировала, почему.
Особенно в связи с сравнением и мением, что у ребенка получается плохо.
Дело в том, что тут могут быть проблемы вообще не с рисованием, а просто ребенок вдруг ощущает, что он не может чего-то, или кто-то его осудил или оценил, а выразилось это в рисовании.
Отсюда.