У Марка за последние полгода произошел резкий переход из математиков в информатики. Сутками (в самом прямом смысле) сидит над задачами, решает раунды в Codeforces, набрал там какой-то огромный рейтинг, поступил на курсы Тинькова (там тоже как-то высоко котируется), после школы по субботам едет черт знает куда на Водный стадион и там пять (!!!) часов сидит на этих курсах. И совершенно, совершенно, совершенно счастлив (что заставляет меня, конечно, мучиться, потому что дети счастливы там, где мы точно несчастны).
При этом остается и в сильнейшей группе среди математиков. Ходит на ЦПМ, занимается в самой сильной группе олимпиадной математики в школе и тд. И, соответственно, пока проходит в школьную сборную. И в составе этой сборной уехал на турнир Колмогорова в Тверь (турнир Колмогорова - это как УТЮМ, только для детей 9-11 классов).
Сам турнир прошел умеренно успешно - с одной стороны, они здорово выступили в командой олимпиаде, набрали больше всех баллов и прошли в высшую лигу, с другой, в высшей лиге они смогли выиграть один бой и один свели вничью. На этом уровне Марк уже котируется средне - он в команде один из самых слабых, остальные там настоящие математические гении. Продолжал, к слову, ночами решать задачи по информатике, потому что именно в этом у него главный кайф.
Но я хотела написать не об этом. В последнюю ночь они, как и положено 15-летним, решили не спать, а сбежать из санатория и уйти гулять по Волге. Вот эти головастики-ботаники-правильные мальчики и девочки набрались смелости и устроили небольшой загул. Надо отдать должное моему сыну - хотя он и согласился (с восторгом) нарушить правила, совсем безбашенно он это делать не стал и меня предупредил («Мама, на всякий случай тебе сообщаю, что мы ночью идем гулять на Волгу, а то вдруг нас будут искать!»).
Дальше был какой-то квест по улепетывания от учителей, их чуть не спалили, отправили в номера, но в итоге в два часа ночи они все же улизнули и ушли гулять. Вышли на лед Волги (я не разрешала, но кто ж меня будет слушать), писали на снегу всякие дурацкие надписи, бродили до утра, и этот дурилка по возвращении еще и кино какое-то посмотрел.
И, разумеется, личная олимпиада на следующий день не задалась. Марк, поняв, что решить он ничего не сможет, с олимпиады ушел и отправился валяться в номер. Где и был застукан учительницей математики. И на вопрос «Марк, а почему ты не на личнике?» он не нашел ничего лучше, чем сказать «А я всю ночь смотрел кино, теперь хочу спать, поэтому и ушел».
И в этом весь Марк. Ну ему в голову не приходит, что если олимпиада личная, то это не означает, что это его личное дело, участвовать или нет. Что эта самая учительница потратила три с половиной года, тренируя его, в том числе и для того, чтобы он выступил на этом турнире во всех разрядах. Что она специально повезла команду, чтобы они выступили во всех вариантах. И что, если он не хочет участвовать, то надо это обставить вежливее? типа «я неважно чувствую, у меня голова болит». Он, конечно, не хамил, но в глазах учительницы это точно выглядело как «в гробу я видал ваши соревнования». Она рассердилась, Марк ужасно расстроился, почувствовал себя виноватым, маялся до конца дня, но, конечно, уже даже к моменту отъезда (это было в тот же день) конфликт позабылся. Но вообще все эти ритуальные танцы Марку даются сложно. Он не понимает, почему нельзя сказать как есть (ну то есть фактически он не понимает, зачем надо говорить «Здравствуйте», ведь это не несет никакого настоящего смысла). Он не отказывается от вежливости, просто каждый такой случай надо с ним прорабатывать отдельно (здороваться, например, он уже научился автоматически, но вот полутона ему не даются). Но это, конечно, небольшие пятна на солнце его счастья.
Вообще сейчас немного перегрузился с учебой. Он пропустил в школе месяц, за это время накопились долги, которые надо сдавать. При этом остальные занятия не отменяются (ну или он сам отказывается их отменять), а в сутках по-прежнему 24 часа. Понемногу стал впадать в отчаяние, потому что не успевалось, а расставлять приоритеты он все еще не очень хорошо умеет. Ну и некоторые очевидные вещи в голову не приходят. Например, преподаватель написал, что пропущенные дз по физике можно сдать в среду после уроков. Марк приходит в среду, того нет (ну может, вышел, чай пошел пить, в туалет, что угодно). Все, математик считает, что выхода нет. И я ему должна объяснять, что надо просто написать преподавателю на почту и договориться о конкретном днем (школа в этом смысле очень повернута лицом к ученику, все готовы всегда войти в положение и объяснить пропущенное. Особенно тем, кто пропустил уроки из-за турниров или сборов). Или, например, есть какая-то тема по физике, которая Марку не давалась никак. И почему-то самый простой вариант - разобрать со своими индивидуальным преподом - ему в голову не приходила. «Мам, ну вряд ли он знает, он ж математик, а там физика». - «Марк, ну физику в объеме девятого класса даже твоей школы он, скорее всего, знает». - «Ну ладно, я спрошу». Ну конечно же выяснилось, что этот Гриша все знает, понимает и вообще шарит в физике не хуже, чем в математике. Но до стадии «спросить Гришу» Марк дошел только спустя две недели мучений.
Тем не менее. К концу декабря из долгов осталось только сочинение, и его уж Марк как-нибудь осилит. На будущее решил ездить на математические турниры только в том случае, если будет уверен в своих силах. Сейчас эти турниры уже на таком уровне, что недостаточно просто быть хорошим математиком - каждый член команды специализируется в чем-то одном, в какой-то теме, и едут те, кто в своей теме сильнейший (Марк ехал на турнир Колмогорова как специалист в теории чисел). И теперь он согласен ехать на турнир только в том случае, если реально будет хорошо разбираться в своей теме. Но вообще думает только про информатику, часами (сутками, неделями, месяцами) решает задачи по информатике. «Мам, сегодня в школе был отличный день. - М? - Ну нам на экономике вместо урока показывали кино, и поэтому я смог решить задачу по информатике».
Кстати, пару недель назад ему исполнилось 16 :). Марта мужественно ждала полуночи, чтобы вручить имениннику любимый тем "Наполеон".
На вопрос "как ты хочешь отметить" Марк неожиданно сказал, что хотел бы варить карамель (????). При всем богатстве выбора именно карамельный мастер-класс в Москве я нашла с большим трудом - оказалось, что именно карамельный мастер-класс проводится чуть ли не в единственном месте в Москве. А именно - на ВДНХ. При этом на вопрос "а кого же ты хочешь позвать", юбиляр затруднился и сказал, что из друзей точно никого и вообще его устраивает и пойти в одиночку. Но на предложение взять с собой хотя бы нас согласился.
В итоге оказалось очень мило, если не считать, что в пятницу вечером чесать через всю Москву - затея достаточно трудозатратная. На ВДНХ нашли милейший домик с карамельной рождественской загогулиной перед входом и волшебной атмосферой внутри. Ведущий мастер-класса слегка растерялся, увидев нас пятерых, так как он-то привык вести программу для больших компаний, а тут все его шутки и заготовки пропадают втуне, так как один из участников вообще всех боится и с рук не слезает, другой (я) смотрит, как хорваты играют с бразильцами, а третий (именинник) вообще не слышит, что ему говорят, потому что он в принципе постоянно погружен в себя.
Но в конечном счете все вышло здорово. Марк с Мартой налепили кучу леденцов (что первым делом лепят из карамели умные, образованные, интеллигентные дети из хороших школ и семей? Правильно - какашку :)), еще кучу накупили, даже Ян немного оттаял, хорваты выиграли у Бразилии, так что день рождения определенно удался.