Поездка с группой из клуба "Traverss" 19.07.2012 - 06.08.2012
Передо мной топали ещё пятеро таких же светлячков с фонариками на лбу, освещая колючий, снежный склон и забирая всё выше и выше. Часы показывали четвёртый час ночи, и всё происходящее напоминало бы продолжение полукошмарного сна, если бы не собственное сбившееся дыхание и бодряще-холодная действительность вокруг. Это был "день вершины". День, начавшийся глубокой ночью и закончившийся поздним вечером уже далеко внизу.
Задолго до этого была как всегда быстрая и безобидная покупка авиабилетов, сборы и многие другие дни путешествия в Фанских горах Таджикистана.
Я не берусь догадываться, как Джером К. Джером описал бы сборы моего рюкзака накануне отъезда. Теперь я отчётливо понимаю, что авиационная бомба она же пятиместная палатка с большим тамбуром, угодившая в мой рюкзак была сущим пустяком и вообще полезнейшей в хозяйстве вещью. Такие же полезные в хозяйстве вещи были распределены всем участникам экспедиции.
Группа альпинистов паковала вещи. Кто-то постил на fb результаты работы своих рюкзачных архиваторов. Окончательные "версии" рюкзаков выпускались уже в аэропорту Рига, непосредственно перед сдачей этих обтянутых полиэтиленом серых валунов на регистрацию. Самый начальный этап путешествия прошёл хорошо и увенчался кратким сообщением на сайте traverss.lv: "Из аэропорта "Рига" самолетом на Питер вылетела фанская группа нашего клуба. Пожелаем нашим восходителям успешного исполнения громадья планов!".
О Пулково... или О, Пулково!
Из перелёта через замечательный питерский аэропорт "Пулково" был усвоен урок "мануального обеспечения стыковки рейсов". Судите сами: полёт и багаж зарегистрированы до пункта назначения т.е. Душанбе. В Пулково этот самый багаж выбрасывают на ленту в зале прибытия со всем остальным багажом. Не имеющие российских виз транзитные пассажиры беспокойными взглядами вылавливают свои сумки, подсматривая в промежутки "изгороди" паспортного контроля. Ситуация усугубляется тем, что транзитным пассажирам надо попасть на рейс, вылетающий из другого терминала аэропорта "Пулково". Тут очень кстати на помощь приходит замечательный монорельсовый поезд, регулярно курсирующий между терминалами. Хер, а не монорельсовый поезд! Задача решается неустанными переговорами с работниками аэропорта, которые сами искренне удивлены собственным порядкам. Резюмируя, можно предположить, что в случае временнОй разницы менее 2-х часов между прилётом в один терминал и вылетом из другого у пассажира есть следующий выбор конечных состояний: (а) - не вылетел, (б) - вылетел, но без багажа, (в) - багаж спёрли, пошёл разбираться и не вылетел, (г) - другое "г".
Ода Пулкову ещё не окончена.
Счастливцы с российскими визами, легкомысленно отправившиеся гулять по городу на Неве были вынуждены перво-наперво соблюсти порядок. И нечего думать, что в Пулково порядка нет. Есть и ещё какой! Я вообще теперь недоумеваю почему в европейских аэропортах нет сканеров уже прямо на входе с улицы?! Опаздываешь ты на регистрацию, вбегаешь в здание аэровокзала сломя голову? Остынь! Не спеши! Сложи вещи и багаж на ленту, медленно пройди через воротики, зазвени пару раз, предъяви карманы. Глядишь, самолёт твой уже и улетел и спешить тебе всё равно некуда, зато соблюдён порядок и процедура. И размер у сканеров такой, что не всякий чемодан туда пролезет, а проверять надо. Опять же мотивирует брать багаж поменьше, а не лететь с баулами челнока.
А ещё в уже легендарном питерском аэропорту можно получить квалификацию водителя багажных тележек категории E+. Кто не в курсе, это такие тележки полной массой от 7.5 тонн с грузом переменного центра тяжести и габаритов. Сдача экзамена на категорию в основном заключается в выполнении фигур: проезд через одинарную створку двери, вскакивание на поребрик, съезд с поребрика (пандусы не предусмотрены), съезд и заезд на наклонную плоскость (эстакаду), разгрузка багажа на ленту сканера, объезд сканирующих воротиков с одновременным проходом водителя через последние. Poker face.
Как-то так и началось наше путешествие...
Питер
Погода в Питере никак не соответствовала дате на календаре. По определению жаркий июльский день здесь был прохладным, пасмурным с то и дело накрапывающим мелким дождиком. Мы без особой активности прогулялись по, как нам казалось, самым значительным местам: Невский, храм Спаса-на-крови, дворцовая площадь и "упали" в бар с разливным пивом.
Вечером - deja vu в аэропорту.
Однако, были в этом всём и позитивные моменты. Нас зарегистрировали на рейс до Душанбе с местами в одном ряду. Мне и Толику посчастливилось быть зарегистрированными аж в бизнес-класс. Толик добровольно уступил своё место Наде т.к. комфорт-комфортом, а необходимые в полёте лекарственные средства распивались пассажирами 11-о ряда эконом-класса.
В бизнес-классе кроме широких кресел, бОльшего промежутка для ног, полуголых стюардесс, шампанского с чёрной икрой и сигар ничего эксклюзивного не полагалось. Удалось немного поспать, и в 04:30 утра нас выгрузили у здания аэропорта "DYU", где нам суждено было провести ещё 5 часов в ожидании консула. Цензурные слова в адрес консула не приводятся за их полным отсутствием.
Водители джипов (трансфер до лагеря) все 5 часов дожидались нас на стоянке возле аэропорта.
Поехали... Закупились продуктами на все времена.
Поехали дальше...
Обед, как водится, - по расписанию.
И спустя ещё несколько часов мы прибыли в МАТЦ "Вертикаль-Алаудин" на высоте 2630 метров.
Акклиматизация
Первые несколько дней были акклиматизационными, как и последующие несколько дней. На очередном подъёме, вместе с пульсирующим в висках сердцем в голове почему-то возникал "хор Швондера" из к-ф "Собачье сердце", эпически выводящий революционную песню:
Суровые годы уходят
Борьбы за свободу страны
За ними другие приходят
Они будут тоже трудны.
На фотографиях всё выглядит гораздо менее драматично. Это наши первые акклиматизационные выходы без лишних комментариев.
А это уже скальные занятия в получасе ходьбы от лагеря.
Первая гора
И наконец, выход "с полной выкладкой" на ночёвки под перевал Алаудин.
Если бы и в жизни этот бесконечный подъём был таким же быстрым, как на фото...
Стартовали приключения из разряда горной болезни и/или отравления непонятно чем и всем сразу. Синхронно или по очереди мы мучились с головной болью, боролись с высокой температурой и "бегали за камень". Игорь назвал причину последнего незабываемым и ёмким выражением "срывает днище". Кроме шуток на следующее утро был запланирован выход на в. "Борцов за мир" по 2А.
В результате на вершину сходила группа разрядников во главе с Сашей Крейцбергом, в то время как остальные ограничились подъёмом на перевал и вернулись - по состоянию здоровья, так сказать.
Перевал "Алаудин" оказался единственным местом с какой-никакой зоной покрытия мобильной сети. Таким образом наше раннее пробуждение и часовой подъём наверх был вознаграждён возможностью связаться с домом - первый раз за 4 дня.
Ничто не лечит горную болезнь лучше, чем сброс высоты. Спуск был предпринят ближе к полудню с прямым попаданием в чайхану на алаудинских озёрах.
С какого-то перепугу было решено, что сорванное днище и горную болезнь вообще лучше всего лечить RC-колой и прочими яствами на вроде плова и шашлыка.
В столовой базового лагеря курс лечения был продолжен жареной картошкой и оладьями. "Нифига себе питание в горах!" - подумал я, а мой желудок подумал что-то совсем другое.
Как бы там ни было, на следующий день мы вернулись под Алаудин и следующим утром под руководством Юты забрались-таки на "Борцов" по 2А.
Первая вершина была взята! Следующим днём, когда подобный подвиг совершала последняя тройка из нашей группы, Толик, Гирт и я прогулялись на красивейшие Куликалонские озёра.
Я всё надеялся встретить эдельвейсы, но встретилась только чайхана, и я не могу утверждать будто не обрадовался такой встрече. Школьный учитель географии и биологии, а в летний сезон - чайханщик Эдик замечательно нас угостил.
Арбуз, салат и жаркое здесь были какими-то особенно вкусными. Аллах свидетель нашим стараниям съесть всё это, но всё же мы оказались не в силах и принесли часть жаркого в лагерь.
Далее небольшое отступление на тему эстетики бивачного снаряжения. Палатка "RedFox" с мегафункциональным входом типа "тубус". Читающие уже наверняка догадались, как мы называли этот продукт российского дизайна.
Пятитысячник
Если опустить походный быт, посещения чайханы, вечера за штабными картами и попытки настроить местную гитару, то самое время подойти к следующему "альпиндяйскому подвигу".
На Мутные озёра мы отправились как бывалые альпинисты, наняв осликов для переноски больших рюкзаков. Хо-хо! Это было really, really wise! Прогулка с подъёмом, который мы насилу преодолевали в наши первые горные дни показалась просто каким-то выездом французской знати на пикник. Было время от души и с удовольствием налюбоваться горными видами вокруг, поболтать с погонщиком ослов и совершенно без лишней усталости дотопать на ночёвки у Мутных озёр.
Тут у нас, как полагается, случилась снежно-ледовая тренировка. Учились ходить в кошках, зарубаться. Рассказывая коллегам по работе про последнее, я никак не мог подобрать слова и нашёл забавный перевод техники зарубания ледорубом, как "ice axe self-arrest". Перевод не сильно помог пониманию сути этого действия. Впрочем, мне на собственном опыте удалось убедиться насколько жизненно-важна эта техника.
Занятий на леднике нам показалось маловато и мы поднялись на перевал Казнок (4040 м). Вот где снежный склон оказался по-настоящему крутым.
Пока мы "развлекались", к ночёвкам на Мутных подошла группа наших разрядников. Они успешно сходили 3-ку на Алаудине и следующим утром мы все вместе выдвинулись на подход к вершине Энергия (5120 м).
Под Энергией, ниже перевала Чимтарга у нас был штурмовой лагерь, надо сказать, вполне уютный - без ветра и с ручьём самой чистой воды, какой нам довелось встречать в Фанах.
Выход на Энергию был назначен на 03:00 утра.
Вернувшись с уже бессчётного акклиматизационного выхода на перевал Чимтарга, мы то ли пообедали то ли поужинали вкусной гречневой кашей с консервами и в совершенно детское время расползлись по палаткам. Не было штабных карт, не было шумных соседей. Всем просто и естественно хотелось спать и все понимали, что сна много не покажется... А вот уже и будильник, ночь и ветер, хлопающий тентом палатки.
Передо мной топали ещё пятеро таких же светлячков с фонариками на лбу, освещая колючий, снежный склон и забирая всё выше и выше. Часы показывали четвёртый час ночи, и всё происходящее напоминало бы продолжение полукошмарного сна, если бы не собственное сбившееся дыхание и бодряще-холодная действительность вокруг. Это был "день вершины". День, начавшийся глубокой ночью и закончившийся поздним вечером уже далеко внизу.
Дыхание вошло в ритм и в голове почему-то зазвучали протяжные ноты Стинга: "When we walked in the fields of gold..." Рассвет застал нас на перевале, том самом куда мы заходили накануне. Ветер пронизывал будто насквозь. Наносы снега свидетельствовали о постоянстве ветров в этих местах. Несмотря на это, здесь была пара овалов, выложенных из камней - бывшие места чьих-то палаток. Кто-то проводил на перевале холодную или даже очень холодную ночь и стартовал на вершину прямо отсюда, экономя 2.5 часа по сравнению с нашим путём.
Из верхнего кармана рюкзака я достал окаменевший шоколадный батончик. Такие были розданы каждому в качестве сухпайка. Не без труда мне удалось откусить кусок неземной сладости и я убрал шоколад до лучших времен. Привал был окончен. Мы шли по сыпухе вверх в направлении ледника Энергии. Ветер создавал ощущение сибирского мороза. Я тысячу раз пожалел, что оставил свой пуховый жилет в палатке. Начался крутой снежный склон с каменными выступами по контрфорсу. В ожидании очереди на первую верёвку меня трясло и я перестал чувствовать пальцы ног. В эти минуты я завидывал Гирту, который шёл первым, делая станции и провешивая для нас перила. Нет ничего хуже, чем праздно ждать на таком вот ветру. Нехитрыми упражнениями или попросту поочерёдным дёрганием ногами мне удалось отогреть замерзшие пальцы. К тому же подошла моя очередь идти по перилам. Мысли о немедленном спуске затерялись в глубине сознания.
Итого до вершины потребовалось провесить 6 верёвок. Вероятно можно было идти более агрессивно, как это делали москвичи, восходившие на 3 часа позже нас. Они лезли по снегу без страховки, но с ледорубом в каждой руке и только у самой вершины "бросили" пару верёвок т.к. склон там стал ещё более вертикальным и в одном месте отвесным.
В 10:30 утра наша группа взяла высоту 5120 метров! Даже погода будто бы поздравляла нас с горой - вовсю светило солнце и те огромные вентиляторы, создававшие ветер, здорово сбавили обороты. Пришло состояние абсолютной радости, свободы и хорошо завершённого дела. В качестве вишенки на этом коктейле из ощущений выступала зона покрытия GSM-связи!
На спуске в три дюльфера и "свободного катания" мы встретили ту самую московскую группу. "Лоси" - подумали мы о них, так уж они уверенно и без страховки продвигались к вершине.
Спустившись к палаткам, мы решили не поддаваться накрывающей дремоте. Мотивированные возможным ужином в чайхане, альпиндяи собрали манатки и "дунули" вниз мимо Мутных озёр прямиком к Али. Путь был неблизким. Алаудинские озера всё время были в поле зрения, но словно бы не приближались, и за поворотом случался ещё поворот, но никак не чайхана. Всё же в восьмом часу вечера ненавистные рюкзаки были сброшены, и наступил полнейший чил-аут с пивом, пловом и чем-то ещё... Рука не поднималась уже что-либо фотографировать поэтому далее приводится утренний снимок.
Возвращение альпиндяев
До отъезда в Душанбе оставалось два дня и мы, откровенно говоря, ленились. Не то чтобы народ лежал по палаткам или пьянствовал с утра до ночи, но никаких значительных выходов нами не предпринималось. Кто-то устраивал скальные маршруты на огромных валунах в базовом лагере, кто-то на этих же валунах сушил постиранные вещи.
Вечера коротались как и прежде, а в крайний вечер мы, что называется, "гудели" по полной программе. У Али были загодя заказаны плов, шашлык и жаркое. По-моему я неоднократно уже упоминал названия этих блюд, но в походной жизни такой еды много не бывает и вся она употребляется с особым наслаждением. К сожалению Юта не смогла разделить с нами трапезы, т.к. горные маршруты для неё продолжались ещё две недели после нашего отъезда. Финальный банкет закончился заполночь в столовой МАТЦ "Вертикаль-Алаудин" за распеванием похабных и не очень песен. По какому-то мистическому совпадению электричество в этот вечер подавалось аж до 23:00. Вероятно по этому же совпадению нас никто не попросил освободить столовую, и ретировались мы совершенно добровольно.
Путь в столицу Таджикистана был примечателен пожалуй только тем, что Костя не удержался и открыл пиво, а Гирт напротив ничего не пил и старался "не расплескать" и в конце-концов выпил какую-то таблетку.
В Душанбе нас заселили в гостиницу "Пойтахт". Не могу сказать, что это была "a bargain". За трёхместный номер собиралось по 20 USD с человека, что в сумме составляло 60. При этом номер не ремонтировался с поздних советских времён, розетки вываливались, а удобства были на этаже. В коридоре встретился общительный коммандированный, одетый как положено - в носки, трусы и обвисшую майку без рукавов. От встречи с ним у меня сложилось полное ощущение, что он остался с тех самых времён последнего ремонта. Этот товарищ посетовал как после развала Совка "мы непонятно куда идём" не иначе как "нога в но...гу". Дальнейшую беседу поддерживать не стали.
Центральная часть города оказалась приличной и ухоженной. Длиннющий проспект Рудаки радовал хорошим асфальтом, широкими тротуарами, тенистыми деревьями и фонтанами. Вообще в городе довольно много фонтанов, особенно в центральном парке.
Вечером фонтаны ещё и подсвечиваются, парк становится местом "тусовки". Приезжие и местные гуляют, фотографируются. Таджикский полицейский с удовольствием расскажет об окрестностях, правда потом неожиданно спросит денег "на пиво". В троллейбусе, заметив иностранцев, водитель не постесняется вступить в диалог по громкой связи и пожелать 100 лет жизни. Менялы, таксисты, сувенирщики или другие "дельцы" на улицах не пристают. Даже на рынке продавцы ведут себя довольно сдержанно.
Прогулкой в центральном парке с обязательным поеданием дыни на скамейке заканчивалась наша поездка в Таджикистан. Примерно в два ночи следующего дня опять начались дорожно-перелётные мытарства. Вновь мы увидели "сарайчик" душанбинского аэропорта уже от лица вылетающих: сканеры, вкрадчивые распросы про "наркотическое, ароматическое, огнестрельное" и не до конца настойчивое вымогательство на регистрации багажа. Ко всему прочему неправильно пропечатанное время посадки и вылета. Как следствие - погрузка в самолёт по особому приглашению.
Сидя у аварийного выхода в самолёте, я смотрел в иллюминатор эйрбаса авиакомпании "Россия" и щурился на рассветное солнце. Радость скорого возвращения домой уравновешивала грусть окончания похода. Солнце, сопровождавшее нас на всём пути и такое жёсткое на высоте, как будто хранило запись о каждом нашем шаге. Мне отчётливо вспомнилось начало поездки, первые дни в горах. Тут кажется я заснул и во сне снова шёл куда-то, поднимался, переходил по камешкам горную реку. Всё это оставалось уже в прошлом, под крылом самолёта, там внизу.
Пять часов рейса Душанбе-Питер прошли как полтора: сон, аудиокнижка, разговоры, еда, опять сон. В Питере мы снова пошли прогуливать 12-часовой перерыв между рейсами. Аня, Анжелика и Олег загрузились в кино - там удобные кресла и даже если фильм окажется дурацким есть выбор: смотреть или спать. Мы с Толиком наведались в лавку Тёмы Лебедева на Жуковского. Забавное оказалось место, чего я впрочем и ожидал.
Календарь на 2012 год уценили до 120 рублей - как-никак полгода уже прошли. Поразглядывали, пощупали разные другие сувениры. Иностранцам здесь особо делать нечего - непоймут-с, хотя... некоторые вещи вполне себе интернациональные.
В этот день мы активно употребляли витамины группы "B", содержащиеся в пиве. Можно сказать, что после похода мы особо ни в чём себе не отказывали. Я отведал российского мороженого - это был восторг! Среди первых в списке ингридиентов гордо значились цельное коровье молоко и 40%-е сливки. Вкус был соответствующий - натуральный.
Вечерком мы опять огребли геморроя с багажом... Ой, что это случилось с моим русским? Влияние культурной столицы, не иначе. Короче говоря, за неимением документа о дополнительном багаже на группу, у нас обнаружился нехилый перевес. Пулковские работники аэропорта в этом отношении оказались куда менее сговорчивыми, чем душанбинские. Нам пришлось срочно перепаковывать вещи. В результате, четырёхкилограмовая среднеазиатская дыня перекочевала из моего большого рюкзака в ручную кладь, карабины были рассованы по карманам. Надя извлекла из своего багажа каску, чем тут же заслужила комментарии из растянувшейся позади очереди: "На голову каску, на голову!" Последние рубежи были пройдены, и нас по-латышски поприветствовал экипаж "родного" ЭйрБолтика.
Аэропорт "Рига", дождь, получение почти невредимых рюкзаков и прощание.
Вместо эпилога я говорю "спасибо" всем участникам фанской группы:
Гирту за однозначное лидерство по выходу первым из палатки, неустанную хозяйственную деятельность и перила на Энергии;
Олегу за нескончаемый оптимизм, жизненный опыт и чувство юмора;
Анжелике за целительский дар путём одного лишь упоминания о таблетках и ампулах;
Ане за готовность прийти на помощь и видеосъемки (уверен, после монтажа фильм получится достойнейшим);
Косте за самобытность мышления и бесподобную игру в "Саботёр";
Наде за, собственно, саму игру "Саботёр" и ведение походного дневника (выкладывай уже, почитаем!);
Игорю за всегда позитивный, боевой настрой;
Толику за отличную компанию, истории и риторику, особенно на тему бардов и рок-фестивалей;
и отдельное большое спасибо руководителю группы Юте за терпение, выдержку и заботу о нас альпиндяях.
Спасибо, было здорово!
Остальные фотографии из поездки доступны моём в альбоме на Google:
https://plus.google.com/photos/115936881646893818439/albums/5776227951448255409 Фотографии © din9.livejournal.com
Некоторые из фотографий © Костя, © Надя.