эмоциклопедия: халява и кидалово

Nov 02, 2011 16:30

Эти два термина, которые в заголовке, за то время, которое я пребываю на самой благословенной из планет, стали каким-то постоянным рефреном. Я не люблю множество черт русского национального характера, но эта парочка, кажется, один из главных питательных корней зла.

"Кидалово" - это распространенное убеждение, говорящее о постоянном подозрении в том, что все вокруг норовят говорящего убить/украсть его деньги/испортить жизнь любыми доступными способами. Это убеждение распространяется на все ситуации - от договора с партнерами по бизнесу до поездки на автомобиле/метро до работы.

Этот козел хочет подрезать тебя на дороге, эта вот дама подвинулась к краю платформы, наверняка хочет войти в вагон первой. Сука. А сейчас мы ее локтем. А машину сами подрежем. Что делает русский бизнес во время кризиса? Поднимает цены. Вы, скоты, наверняка захотите сэкономить, - а у нас, значит, выручка упадет? А ну вот вам. Все равно приползет какая-то часть вас, гадов, - а так хоть выручим хоть сколько. Какой там Милтон Фридман с Полом Кругманом, - до свидания.

Эта круговая порука недоверия в любых ситуациях вредит в том числе и самому подозревающему, кем бы он ни был: ну вот хоть слесарем, требующим сотку за ремонт, за который (и вы оба с ним это знаете) он получает свою зарплату. А этот слесарь неизбежно пойдет к пекарю, который положит муку второго сорта - не обманешь не продашь. Или в Египет поедет, а турагентство устроит ему традиционное русское кидалово. Или не устроит - но мы же всё равно знаем, что все всех кидают.

Корни этого замечательного явления произрастают, как и многое другое, из общинного сознания. Доверять можно только "своим". "Свои" - это, как правило, семья. Друзья в русском сознании - это соседи (мышление аграрное, общинное), - но и к ним отношение так себе. "Братан, земляк" - это такие вербальные коннотации для установления связи "свой-чужой", поэтому русские так любят вворачивать эти мерзковатые слова в социальный лексикон. Не кидай, братан, ты же свой.

При всей этой социальной подозрительности удивительна устойчивость веры в "халяву". "Халява" - дело рук "лохов", которые не научились еще кидать. как все разумные люди, поэтому нужно халяву найти и получить. И посмеяться над лохами. Поэтому у нас банк "Русский стандарт" раздавал потребительские кредиты под формулировкой "всего 2 рубля в день", которая при подсчете оборачивалась 72% годовых (условно). Халява - это кажущаяся низкая цена на что-либо, что в голове русского потребителя не совсем укладывается: кредиты, помидоры, бодро продающиеся икспятьритейлом, выращенные непонятно кем и непонятно где. "Бесплатный сыр - только в мышеловке", - говорят они, но безответно уверены в том, что халява существует и мы все непременно наебем.

В этом обществе социальной паранойи невозможна ответственность - как же за себя отвечать (не говоря о ком-то другом), если повсюду партия жуликов и воров. Патрия жуликов и воров.

social, семья из пешавара, министерство раздражения, эмоциклопедия

Previous post Next post
Up