У человека, как и у большинства высших животных, социальная организация общества значительное внимание уделяет "социальному рангу" существа. От того, кем считают окружающие конкретного представителя (вожаком, авторитетом, работягой, шестеркой, изгоем, категорийной самкой, категорийным самцом) - очень сильно зависят его реальные возможности жизни в
(
Read more... )
Легче всего это можно проследить на поведении ребенка при его взаимодействии с первой после семьи общностью - сверстниками во дворе. Ребенка влечет к сверстникам, но одновременно он остерегается враждебных проявлений. Не будем рассматривать идеальную положительную модель, которая может сложится благодаря внимательному и осмысленному влиянию взрослых людей. Посмотрим, как могут закрепляться отрицательные мотивы.
… Со двора домой приходит плачущий ребенок. В песочнице не поделили игрушку, соседский мальчик ребенка ударил. Папаше не хочется отрываться от телевизора. «Ну, и что ты сопли распустил? Трус несчастный! Дай ему хорошенько, больше не будет приставать. При каждой неудаче давать умейте сдачи, иначе вам удачи не видать!» Папаша, конечно, не отдает себе отчета в том, что, может быть, он дает маленькому человеку установку на всю жизнь. В самом деле, как реагировать на агрессию? Так ли уж плох инстинкт - не ответить, отойти, убежать при физической угрозе, искать защиты у сильного и справедливого? Что, если «бить человека по лицу я с детства не могу»? Оказывается, это называется презрительным словом «трусость». И взрослые «воспитатели» этим словом бездумно пользуются. Это драма, это трудности взросления. Придет время, и человек поймет, что Тот, Кто сказал «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», не был трусом. (Далее была ссылка)
Reply
Reply
Leave a comment