Религиозные войны когда-то зафиксировали достижение очередного высокого уровня человеческой цивилизации. Тратить жизни и ресурсы на войну ради умозрительных абстракций - это вполне достойное сверхчеловека занятие. На следущую ступень в том же направлении подняли человечество русские революционеры. Отринув религию и провозгласив государственной целью некую идеологическую доктрину, основанную на гуманистических и демократических ценностях - они построили общественный уклад, который имитировал продвижение к этим ценностям примерно полвека. Прогрессивнее религии философские идеологии могут быть за счет того, что развитие мысли обычно эффекктивнее, чем адаптация догм. (При этом идеологичческие догмы обычно хуже религиозных).
Но надо понимать, что для цивилизации нет "правильных" идеологий и "неправильных". Есть конкурентосопособные и отнюдь. Причем эту конкуренцию ведут "жрецы каждой команды", но происходит она в умах и сердцах всех тех людей, которые сравнивают мировоззренческие картины своих и чужих "художников". И этот процесс соблазнения зрителя конкурирующими театральными труппами - важнейший для цивилизации, поднявшейся выше порога рабовладения.
Ещё надо понимать, что конкурентоспособность идей обыватель тестирует не анализом красоты формулировок (в этом легко запутаться), и даже не смачностью персональных обещаний (он знает, что его обманут в первую очередь), а харизматичностью и массовостью адептов и апостолов идеи. Поэтому в ссср брежневская эпоха была сдачей цивилизационных достижений.