Хинганский заповедник. Предзимье.

Nov 03, 2016 17:16



Вот и заканчивается осень. Утренние морозы сковали болота, покрыли гладь озёр прозрачными ледяными зеркалами. Солнце, по-южному яркое, хоть и сияет в безоблачном голубом небе, но тепла от него всё-равно не хватает: так, припечёт на пару полуденных часиков, пригреет в затишке подставленную щёку…



Последнее осеннее тепло, Солнце ласково просвечивает сквозь листву, золотит старый выползок полоза, повисший на тонких веточках леспедеции.



Приамурские дубравы уходят в зиму "слегка одетыми".

Перелом случился во второй декаде октября: оканчивалась тёплая пора золотой осени, оголившийся лес хрустел подсыхающим листом, и только дубы, лиственницы да редкие осины не спешили терять свои яркие наряды. Скитались последние пролётные стаи бурых и рыжих дроздов, изредка попадались задержавшиеся синехвостки, прибывали зимующие стаи свиристелей, снегирей, чижей, чечёток. Уходящее тепло не мешало злобствовать оленьим кровососкам, особенно докучающим в тёплое послеполуденное время.



Первый снег удержался на промокших листьях монгольского дуба.



Намокнув под дождём, ягоды ландыша поникли и заледенели.

Тихая безмятежная пора просуществовала недолго. Южный горизонт, тонущий в дымах лесных пожаров, от края до края затянули серые тяжёлые тучи. Ненастье надвигалось медленно и неумолимо, вскоре оставив от солнечного тепла лишь одни воспоминания - уже к вечеру накрапывал мелкий моросящий дождик.



Хрустящий ковёр первого утренника.



Морозное утро в широколиственном лесу.

Промозглая сырость пропитала редеющие дубравы, а поднявшийся ветер в течение суток оборвал остатки осенних нарядов, осыпал редким снегом и крупными градинами осиротевший лес. Первый снег принёс с собой ощутимый холод. Ночевать в палатке при такой погоде становится совсем неуютно, приходится привязывать свою работу к оборудованным печками избушкам, нагревая крохотное помещение до комфортной температуры.



Первые лучи солнца подсвечивают лесной сумрак.



Серебрятся плоды ломоноса.

После холодного дождя, моросившего чуть больше суток, тепло уже не смогло вернуться на приамурские равнины. Утром в холодном воздухе засеребрились первые узоры инея, оседая на траву, кусты и деревья по речным долинам. Тонкий слой выпавшего снега, не спеша таять, хрустел под ногами вместе с остекленевшей листвой, намокшей от вчерашнего дождя и заледеневшей от ночного морозца.



Ягоды и ветви калины инкрустированы серебристой вязью инея.



Долина реки Грязной ранним утром обильно усыпана инеем.

К обеду тучи вновь окутали небосвод и очередной снежный заряд укрыл окрестный мир плотной белёсой мглой. Кружась меж деревьев, снежинки шуршали по лесной подстилке, быстро устилая промёрзшую землю, покрывая лежащие стволы рухнувших великанов, оседая на чудом удержавшихся на ветках листьях.



Тихо по веткам шуршит снегопад...



Снег, снег, снег, снег...

Осень сдала свои позиции, наступило краткое предзимье. И хотя снег, не удержавшись, постепенно испарился, но дневная температура до будущей весны уже не поднимется выше ноля.

лес, осень, заповедники, Хинганский заповедник, Приамурье

Previous post Next post
Up