Весна на Бикине. 27 апреля 2014г.
За окном метель, самое время вспомнить прошлогоднее тепло.
Дорога к Бикину выдалась длинной и тяжёлой. Закупив с вечера продукты, мы с напарником Олегом из посёлка Лазо, выехали около шести часов утра. Весь день ехали на север края по его главной автомагистрали. И почти всю дорогу негде было задержаться глазу - чёрная земля, чёрные деревья и красочные кучи мусора вдоль обочин, особенно отчётливо видные после пожаров. К вечеру были в Верхнем Перевале, и, узнав дорогу до Красного Яра, тронулись дальше. И даже здесь, в бикинских лесах, мы не могли избавиться от запаха дыма и огненных сполохов. Небо наливалось красками, солнце тусклым огненным шаром угасало в сером мареве, плотной пеленой повисшем над горизонтом, скрывающем дальние сопки Сихотэ-Алиня. В таёжный посёлок приехали уже по темноте, поселились в гостинице музея удэгейской культуры.
Бикинские сумерки; село Красный Яр, 26 апреля 2014г.
Поужинав, я вышел на крыльцо. Здание музея расположилось недалеко от реки, вдоль которой тянулась по береговому обрыву узкая полоска леса. Липы, вязы, тополя и черёмуха теснились на пятиметровом обрыве, нависая над речным руслом. Там, внизу, постепенно укутываемый ночным туманом, безмолвствовал Бикин, переливаясь тугими струями могучего потока, не ослабевшего даже в такую межень. Апрельская ночь вступала в свои права. Речная сырость и прохлада постепенно пересилили запах гари, и нос защекотали тонкие ароматы дальневосточных лесов. Отовсюду доносились песни сизых дроздов, один певун даже расположился недалеко от музея и частенько заглушал остальные звуки. Изредка в их песню вплетался печальный посвист пёстрого дрозда. А когда замолкал наш сосед-вокалист, издалека, практически на пределе слышимости доносилось глухое уханье: «… Шу-бу… Шу-бу… Шу-бу…» - как выяснилось впоследствии, это голосил рыбный филин, гнездящийся недалеко от Красного Яра. Вдохнув прохладного свежего воздуха, в котором перемешались сырость реки, весенние ароматы и горечь пожаров, я отправился спать.
Бикин у Красного Яра, удэгейская лодка, 26 апреля 2014г.
Кедровые чурки, годовые кольца показали, что дерево засохло в возрасте 350 лет; село Красный Яр, 26 апреля 2014г.
Рано утром над рекой, путаясь в прибрежных зарослях пойменного леса, стлались клубы тумана, придавая сказочность её берегам. Одевшись и прихватив фотоаппарат, я спустился по обрыву к руслу. У берега покоились на привязи длинные деревянные лодки, выкрашенные в яркие синие и зелёные цвета. На одной из них нам предстояло сегодня подняться вверх по реке на 80 километров.
Бикинские берега. В первый день погода не благоприятствовала фотографии, поэтому здесь снимки последующих дней, 28 апреля 2014г.
Бикинские берега; кедрово-широколиственные леса, 28 апреля 2014г.
После завтрака мы договорились насчёт заброски с одним из жителей деревни, загрузили свои вещи, пристроили на три дня машину и отправились вверх по Бикину. Тёплый апрельский день разгорался, в голубеющем небе медленно проплывали, будто размазанные полупрозрачные облака. Из-за каждого нового поворота реки разворачивались величественные панорамы долинных широколиственных лесов, за кронами которых угадывались поросшие кедрачами сопки. Отовсюду, даже сквозь рёв мотора, слышались птичьи трели, а впереди, перед лодкой, в панике срывались в полет напуганные утки, которых не щадит здесь вооружённая рука. Птицы взлетали мгновенно и старались свернуть в соседнюю протоку.
Бикинские берега; изредка река подходит вплотную к склонам сопок, 28 апреля 2014г.
Бикинские берега, тополёво-чозениевый лес, 28 апреля 2014г.
Далеко за полдень мы, наконец, достигли запланированного места. Выгрузив скарб, расплатились с лодочником, который тут же умчался обратно. Погода начинала хмуриться. Облака приобрели толщину, сквозь их распухшие белёсые тела уже не угадывалось голубое небо.
Накачав лодку и увязав в ней свои рюкзаки и прочие вещи, мы отправились вниз.
Бикин; Вот мы и одни, 26 апреля 2014г.
Русло Бикина непостоянно, изобилует коварными протоками с заломами и завалами. Чтобы по максимуму избежать их, мы рисовали трек, пока добирались к началу маршрута. Теперь же, с «блудомером» перед глазами, сплывали вниз, выбирая нужные протоки. Однако техника не панацея, и в какой-то момент она не успела указать правильный путь. Течением нас занесло в широкую тупиковую протоку, теряющуюся в обширном заломе. Чтобы выбраться обратно ушло более двух часов. Сначала мы пытались выгрестись против течения, но последнюю стремнину так и не удалось преодолеть. Пришлось выгружаться на берег и делать несколько ходок поперёк острова. Вымотанные, мы решили не идти дальше, а остаться у ближайшей избушки, которыми изобилует река. Так как прогноз погоды предсказывал дождь, там мы и остановились.
Хозяева зимовья и прочие его постояльцы не отличались особой чистоплотностью и, прежде чем разместиться на ночь, пришлось прибраться и сжечь значительное количество мусора.
Бикинские берега; один из многочисленных речных островков с долинным широколиственным лесом, 27 апреля 2014г.
Обещанный дождь начал накрапывать. Недолго думая, мы, предварительно плотно поужинав, легли спать.